Как мы знаем, помимо России на постсоветском пространстве были проведены реформы ещё в ряде МВД бывших союзных республик. Большинство экспертов наиболее успешной считают грузинскую реформу. Возможно, потому, что та стала самой кардинальной!
До недавних пор Грузия имела те же проблемы в правоохранительных структурах, как и Россия: в 1990-ые они (структуры) оказались деморализованными в результате вооружённых конфликтов, правового нигилизма в обществе, разгула преступности и коррупции.
Будучи начатой в 2004 году, она поражает своими результатами. Не послушав советов европейских доброжелателей, которые предлагали реформы проводить мягко и постепенно, власти поступили очень грубо, буквально в считанные дни изменив то, что изменить невозможно. По крайней мере, как всем казалось. Потому что были убеждены: если не решиться на серьёзные перемены, то реформа полиции обернётся впустую потраченными миллионами.
С первых шагов всем стало очевидно, что система теперь будет работать по другим правилам. По каким? По заверениям властей и руководства МВД, важнейшим направлением реформы стало перепрофилирование правоохранительных органов из карательного механизма в сервисную организацию.
В ходе реформирования дебюрократизации подверглась вся правоохранительная система страны, и отныне в Грузии за внутреннюю безопасность ответственен только один орган - Министерство внутренних дел, вобравшее в себя Министерство государственной безопасности, Департамент экстренных ситуаций, Департамент охраны нефтепровода и пограничный департамент. В ходе подобного объединения был уволен почти весь руководящий состав, а общая численность сотрудников сократилась с 75 до 27 тысяч (4 тысячи из которых - пограничная служба).
В Грузии посчитали, что коррупция в МВД росла из дорожной полиции (аналог советской ГАИ), практически полностью перешедшей на «самообеспечение» и обиравшей как своих, так и проезжавших транзитом иностранных водителей. В преддверии реформы был проведён любопытный эксперимент: по 400-километровому маршруту Тбилиси-Батуми была запущена автомашина, двигавшаяся без нарушения правил; так гаишники останавливали её через каждые 3 километра с одной только целью - получить мзду за проезд. Президент Саакашвили поставил ультиматум: если в течение недели на дорогах не прекратятся поборы, то вслед за министром внутренних дел будут уволены все полицейские. И сдержал слово, убив единым махом двух зайцев - погоны сняли 15 тыс. дорожных полицейских, а сама служба была упразднена. За три последующих месяца ничего страшного на дорогах не произошло...
Тем временем МВД с нуля создало и укомплектовало патрульную полицию по американскому типу, которая является теперь в ведомстве основным структурным подразделением. Равно как и криминальная полиция. Патрульной службе переданы функции, которые в России выполняет ППС. Патрульные экипажи непрерывно курсируют по специально разработанным маршрутам (ночью в обязательном порядке с включенными проблесковыми маячками) и реагируют не только на сообщения о преступлениях, но и на любые экстренные ситуации. Составы патрулей постоянно тасуют, чтобы у сослуживцев не возникало желание покрывать возможные противозаконные дела друг друга. Все машины оборудованы камерами и аппаратурой, записывающими разговоры и действия полицейских. Задерживать и опрашивать граждан разрешено только в секторе, попадающем в обзор видеотехники.
На патрульную полицию были возложены и функции дорожной полиции. В кустах (как некоторые коллеги из сопредельных стран) никто не прячется, но на опасных или сложных участках дороги патрули стоят - лишь для того, чтобы «помогать гражданам в сложных случаях» (так подчёркивают в МВД).
Эффективность работы полиции повысилась, в том числе, и за счёт чуть ли не полной ликвидации бумажного документооборота (остались лишь секретные документы). Специально созданная программа позволяет отслеживать - на какой стадии и у какого сотрудника находится тот или иной документ, а также распределять задания.
Важно и то, что разные отделы больше не скрывают информацию друг от друга. Раньше, когда был план, все старались выдернуть дело друг у друга и выслужиться. Теперь же, когда отчётность о преступлениях перестала считаться основным критерием работы, о пресловутой плановости больше не вспоминают.
Грузия в своем стремлении на Запад пошла на поводу у международных организаций и изменила законодательство для борьбы с «домашним насилием». Теперь в стране предусмотрена обязанность ношения электронных браслетов в случае обвинения в семейном насилии, которые выдаются на срок действия ограничительного ордера и сообщают в полицию о приближении их владельца к дому пожаловавшегося члена семьи.
По инициативе Саакашвили парламент принял уникальный в мировой юридической практике закон «Об организованной преступности и рэкете». Согласно этому закону «член воровского мира» может быть арестован и осуждён не за совершение конкретного преступления, а только лишь за членство в таком объединении. Если вор в законе подтверждает свой статус, его привлекают к ответственности. Если же он отказывается, то (согласно понятиям воровского мира) за это ему грозит уж точно не менее суровое наказание «коллег». Большинство грузинских криминальных авторитетов, ощутив непосредственную угрозу, тут же сбежали из страны. Преимущественно, в Россию.
В целях повышения престижа службы существенно была увеличена заработная плата полицейских: сегодня патрульный получает 600-700 долларов, что в 3-5 раз превышает среднюю зарплату в Грузии. К тому же, значительного увеличения бюджета МВД для этого не потребовалось. Неудивительно, что такой «пряник» служивым пришелся явно по вкусу, и они за свои места держатся крепко.
Помимо денежных доходов полицейские располагают широким соцпакетом (здесь он схож с аналогичным в российской полиции). Для сотрудников патрулей были тысячами закуплены новые Volkswagen Passat, Opel и Skoda, разработана новая форма, началось обновление полицейских участков.
А дабы продемонстрировать открытость ведомства, отделения полиции стараются строить из прозрачных материалов. Символично, что по дороге из аэропорта в Тбилиси красуется новенькое здание МВД, построенное весной 2009 года, сделанное в основном из стекла. Прозрачные стены впечатляют...
Создав условия, при которых потребность в системном взяточничестве практически исчезла, следующим сокрушительным ударом по коррупции стало ужесточение контроля и наказания - брать взятку стало очень сложно. Постоянный отсев среди действующих сотрудников происходит с помощью Генеральной инспекции МВД. Это специальное подразделение (аналог российского ГУСБ) занимается организацией «подстав» - ситуаций, провоцирующих полицейских на должностные правонарушения, как то получение взяток или отступление от должностных инструкций.
В течение первого года реформы МВД вложило много ресурсов в пиар, постоянно показывая по телевидению кадры задержания очередного коррупционера. Это было сигналом обществу, чтобы люди поняли: ситуация меняется. Изменения моментально отразились на престиже профессии, а это, в свою очередь, на доверии населения к полиции.
Если верить всякого рода опросам, то грузинские полицейские вообще не берут взяток, и им доверяют 87% жителей страны. Большим авторитетом в Грузии пользуется, пожалуй, только православная церковь. Звучит как богохульство, но получается, что грузинский полицейский - второй после Бога!
Новые полицейские кадры набирались по открытому конкурсу. Что любопытно: из участия в нём исключили людей, уже имевших опыт работы в силовых структурах. О престиже службы в грузинской полиции свидетельствует и конкурс в Полицейскую академию (это аналог наших Учебных центров) - до 50 человек на место! Курсанты за два месяца успевают изучить только азы необходимых дисциплин, а всё остальное познают и приобретают на практике. Такой короткий срок обучения (раньше он составлял 4 года) руководителям МВД представляется достаточным, поскольку отныне в полицию берут только с высшим образованием, а сам учебный процесс стал интенсивным и максимально приближенным к полицейским реалиям. Половину времени занимают лекции по основам юриспруденции и правилам оформления документов, много физподготовки и решения нештатных ситуаций, связанных с применением оружия и которые могут возникнуть в процессе службы.
Кстати, во время реформы и преподавательский состав академии кардинально обновился - пришлось избавиться как от коррумпированных преподавателей, помогавших поступать и учиться за взятки, так и от тех, чьи знания безнадежно устарели...
Скажем откровенно, что не все в Грузии в восторге от проведённой реформы. С объединением МВД с министерством госбезопасности правоохранительные органы приобрели функции политической полиции. Яркие тому примеры - разгон оппозиционных митингов в Тбилиси с применением запрещённых на тот момент резиновых пуль, оказание давления на неугодных режиму лиц, тотальное прослушивание телефонов. Последнее сегодня настолько упрощено, что получить санкцию на прослушку может любой оперативник....
Существующие официальные данные в силу определённой закрытости страны не позволяют однозначно утверждать, что проведённые радикальные реформы правоохранительных органов способствовали снижению преступности в Грузии. Зачастую поступающая информация (включая статистику) достаточно противоречива и содержит ряд признаков, позволяющих предположить фальсификацию. Но то, что страна превратилась в одну из самых безопасных стран в Европе, вам подтвердит любой, кто жил в Грузии в советские времена или в 1990-ые годы. Преступность есть, но её уровень даже сравнивать нельзя с тем, что было раньше. Хотя раскрываемость (по старым советским меркам) невысокая - где-то в районе 50%...
Сегодня жителей больше напрягает стиль вождения местных автолихачей, которые гоняют так, словно им срочно нужно попасть к Иисусу на ланч. Будьте уверены: в отличие от России на пешеходных переходах никто вас пропускать точно не будет!
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!