Найти в Дзене
Математика не для всех

Самый красивый прямоугольник в мире и его необычное применение

Оглавление

Конечно, речь идёт о прямоугольнике, стороны которого относятся в пропорции золотого сечения, т.е. примерно равным 1,618. Многие из Вас слышали о нём, но сколько знает, как его построить? Может быть он на самом деле идеален? Давайте проверим это. Поехали!

Мона Лиза - самый известный пример применения "золотого сечения" в живописи. Источник: https://goldenspiralmarketing.com/wp-content/uploads/2018/09/main-7.jpg
Мона Лиза - самый известный пример применения "золотого сечения" в живописи. Источник: https://goldenspiralmarketing.com/wp-content/uploads/2018/09/main-7.jpg

Шаг 1

Итак, для начала необходимо построить квадрат, сторону которого примем за 1:

Автор! У тебя кривые рукиииииии!
Автор! У тебя кривые рукиииииии!

Шаг 2

Выбираем произвольную сторону квадрата, делим её пополам, а затем проводим линию к любому противоположному углу:

-3

Шаг 3

На этом этапе нам понадобится циркуль. Ставим центр будущей окружности на угол квадрата, к которому проведен отрезок, за радиус как раз берем его длину:

-4

Шаг 4

Выбираем самую нижнюю точку окружности и достраиваем от неё наш "золотой" прямоугольник ABCD:

-5
Отношение его сторон легко считается через теорему Пифагора и равно "золотому сечению".

По поводу применения золотых прямоугольников в искусстве есть много достаточно спорных предположений, особенно когда это касается древности. Например, на полном серьезе в некоторых источниках это приписывается древнешумерской цивилизации и дошедшей до нас каменной табличке Шамаша:

-6
Красным здесь отмечен исходный квадрат, черным - построенный по расписанному мною выше принципу первый золотой прямоугольник. Вторым является вся табличка (метод построения тот же: берем середину меньшей стороны, проводит линию к углу прямоугольника, строим окружность - попробуйте сами!).

Однако, существуют и неоспоримые факты применения золотых прямоугольников, например, в архитектуре. Самым необычным примером является система пропорций "модулор", разработанная и активно применявшаяся французом Ле Корбюзье.

Француз считал, что "при переходе от античной системы антропоморфных мер к искусственной метрической системе был утрачен эффект гармонического резонанса пропорций человека и окружающей среды. Современная архитектура стала чуждой человеку прежде всего пропорционально, а затем, как неизбежное следствие, эмоционально и духовно".

Разработанная им система архитектурных размеров должна была вернуть давно утраченную гармонию. Взяв за реперные точки рост английского полицейского в каске (182,9) и его рост с поднятой рукой (226), Ле Корбюзье "отстроил" от них другие размеры, пользуясь "золотым сечением" (просто начните делить эти числа на 1,618).

Прямоугольники таких размеров архитектор и стал использовать в своих проектах, например, в первом многоквартирном дом в Марселе, который, по словам коллег француза "создавал удивительные пространственные ощущения:

Рекомендую Вам присмотреться повнимательнее - завораживает! Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/Corbusierhaus_%28Berlin%29_%286305809373%29.jpg/1200px-Corbusierhaus_%28Berlin%29_%286305809373%29.jpg
Рекомендую Вам присмотреться повнимательнее - завораживает! Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/Corbusierhaus_%28Berlin%29_%286305809373%29.jpg/1200px-Corbusierhaus_%28Berlin%29_%286305809373%29.jpg

Конечно, находились и коллеги, которые иронизировали над французом критикуя его за достаточно своеобразный выбор роста человека, а также за полное игнорирование пропорций женщин. Впрочем, это уже совсем другая история: так или иначе Ле Корбюзье останется одним из самых главных романтиков мировой архитектуры, поставившим на хоть какие-нибудь обоснованные "рельсы" применение в ней золотого сечения! Спасибо за внимание!

  • TELEGRAM, VKONTAKTE и Facebook - там я публикую не только интересные статьи, но и математический юмор и многое другое.