Когда я взялась анализировать творчество Агаты Кристи для написания прошлой статьи, то я с удивлением обнаружила, что злодеев-мужчин в её книгах больше, чем злодеек-женщин.
С другой стороны, в этом нет ничего необычного. Литература должна отражать правду жизни. По статистике мужчин, отбывающих уголовное наказания за тяжёлые преступления значительно больше, чем женщин.
А может быть женщины-психопатки так хороши в реализации преступных деяний, что их просто не поймали?
Статей про преступников мужского пола будет две. А если вы поделитесь в комментариях интересными идеями, то, может быть, и больше.
«Невинная» жертва
А начнём мы с минутки витимблейминга… То есть с жертвы.
В некоторых детективах Агаты Кристи есть такая особенность: убивают какого-нибудь токсика, отравлявшего жизнь окружающим. Никто не скорбит, у всех был мотив, потому что этот сволочной человек успел насолить даже канарейке в клетке.
Как правило, в таких историях жалко только сыщика. Бедный детектив мечется, собирает улики, опрашивает свидетелей и подозревает всех подряд – от жены убитого до садовника с дворецким.
Убийца, конечно же, дворецкий)))
Апогеем этого приёма стало легендарное произведение «Убийство в восточном экспрессе».
По приказу бандита был похищен ребёнок, что привело к гибели целой семьи и страданиям огромного количества невинных людей. Когда ему удалось уйти от законного наказания, потерпевшие объединились и устроили собственный «Час Суда» в поезде.
И правильно. Зло должно быть наказано!
Конечно, самосуд не укрылся от дотошного Пуаро, но тот решил не придавать дело огласке.
Мстительный психопат
Ещё один любопытный злодейский типаж. Ниже я приведу отрывок из начала книги «Час ноль»:
Одинокая фигура склонилась над письменным столом. В полной тишине было слышно лишь, как поскрипывает перо, оставляя на бумаге строчку за строчкой.
Никто не мог прочесть написанного. А если бы кто-нибудь и смог сделать это, он не поверил бы своим глазам. Ибо на бумаге возникал ясный, продуманный до мелочей план убийства.
...Одна мысль, холодная, безжалостная, довлеет сейчас над всем — уничтожение другого человеческого существа. Для достижения этой цели и разрабатывается на бумаге подробный план.
...На серьезное лицо легла тень улыбки. В этой улыбке было что-то странное, ненормальное. Последовал глубокий вдох.
Возрадовался Творец, создав человека по образу и подобию своему, — ужасное подобие этой радости Создателя можно было видеть теперь.
Да, все предусмотрено: реакция каждого действующего лица предугадана и принята во внимание, доброе и злое в каждом из них использовано и приведено в соответствие со зловещим замыслом.
Не хватало лишь одной детали… И вот, сопровождаемая той же улыбкой, на бумаге появилась дата — …сентября.
Затем со смешком листы разорваны на клочки, клочки эти перенесены через комнаты к камину и брошены в самое сердце подрагивающего пламени. Теперь весь этот фантастический план существовал только в мозгу, его создавшем.
Агата Кристи даёт нам портрет будущего убийцы.
Преступление ещё не свершилось в реальности, но злой умысел уже живёт в голове у безжалостного психопата.
Я надеюсь, вы читали книгу "Час ноль", потому что дальше будут
СПОЙЛЕРЫ!!!
Человек настолько хотел подвести под виселицу бывшую жену, что разработал ненормально хитроумный план.
Он женился на другой и убедил своё окружение в том, что именно он бросил жену, тогда как его бывшая давно перекрестилась, избавившись от психа, за которого неосмотрительно вышла замуж по молодости.
Он продумал всё до мелочей, годами вынашивая в душе план мести. Наконец, он хладнокровно убил родную тётку только для того, чтобы уничтожить бывшую жену и заставить её страдать за отвержение.
Лайфхак!
Если в следующий раз вы захотите поругать козлину-бывшего, то просто перечитайте роман «Час ноль» и осознайте, что у вас всё в целом неплохо.
Алчный возлюбленный
Третий типаж преступника встречается сразу в нескольких произведениях Агаты Кристи. Это и «Зло под солнцем», и «Вечеринка на Хэллоуин», и рассказы с участием мисс Марпл, и «Бесконечная ночь».
Бедный алчный юноша женится на богатейке и убивает молодую жену ради наследства. Как правило, действует с сообщницей.
Самый интересный злодей для меня, пожалуй, Майкл Роджерс из «Бесконечной ночи». Книга написана при помощи моего любимого приёма ненадёжного рассказчика.
Т.е. Майкл Роджерс – фокальный персонаж. От его лица подаются факты и мы, читатели, в них верим, интуитивно воспринимая его как положительного героя. А затем книга делает поворот и оказывается, что всё совсем не так, как мы воспринимали вначале.
В кино подобный приём был частично реализован в этом фильме: