Найти в Дзене
🖥️ Маленькие хитрости

Эволюция технологий в кино: как создавали первые спецэффекты

Никогда не думала, но оказывается, спецэффекты появились в кино еще во время первых немых короткометражек. Можно сказать, что фантазия режиссеров качнула прогресс.

Спецэффекты — это технологии, которые используются в кино для создания каких-то объектов, событий, явлений и так далее, которых нет в реальности.

Спецэффекты создаются при помощи механических или визуальных приемов. Оба вида стали использоваться еще в 19 веке.

О том, как режиссер голову надул

Режиссера Жоржа Мельеса называют «отцом» спецэффектов. Чего только стоит его короткометражный фильм «Человек с резиновой головой»! А ведь он вышел в 1901 году. Не самый первый фильм со спецэффектами, если что.

Жорж Мельес Источник https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/12/15/3170346/7ec82792f3b4013ae1c73b77a5684527.jpg
Жорж Мельес Источник https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/12/15/3170346/7ec82792f3b4013ae1c73b77a5684527.jpg

Я поискала и кажется, нашла самое первое кино, в котором использовались спецэффекты.

Это фильм Альфреда Кларка, «Казнь Марии Шотландской». Он вышел в 1895 году. Это короткометражка, которая длится всего 21 секунду. Режиссер при создании фильма использует стоп-кадр:

  1. Вот королева Мария Шотландская подходит к плахе.
  2. Вот палач поднимает над ней топор.
  3. СТОП-КАДР.
  4. Королеву меняют на манекен. Палач отрубает «королеве» голову.
  5. Конец фильма.

В 1895 году это коротенькое кино вызвало фурор. Люди были уверены, что ради фильма голову отрубили реальной женщине. Естественно, это будоражило умы и фантазию.

Истояник https://www.johnwharding.com/wp-content/uploads/2018/04/execution-of-mary-queen-of-scots.jpg
Истояник https://www.johnwharding.com/wp-content/uploads/2018/04/execution-of-mary-queen-of-scots.jpg

Вообще в конце 19 века на спецэффекты даже появилась некая мода. Стало популярно снимать фильмы с двойной и более экспозицией. Чтобы создать такую, на одну пленку записывается несколько видеодорожек. Например, так создавали призраков в фильме «Злоключения Мери Джейн». Он 1903 года.

Но вернусь к французскому режиссеру Жоржу Мельесу. Он был буквально одержим идеей удивить людей иллюзией на экране. И продемонстрировал это в своих первых фильмах:

«Исчезновение дамы в театре Робер-Удена» и «Замок дьявола».

Кадр из фильма "Замок дьявола" Источник https://1.bp.blogspot.com/-AzgGOq5G_9w/UC-1ag2eCdI/AAAAAAAACFk/Gtij129OOIg/s1600/hc3.JPG
Кадр из фильма "Замок дьявола" Источник https://1.bp.blogspot.com/-AzgGOq5G_9w/UC-1ag2eCdI/AAAAAAAACFk/Gtij129OOIg/s1600/hc3.JPG

Но самй кассовый, самый поражающий фильм Мельеса — «Путешествие на Луну», который вышел в 1902 году.

Именно Мельес изобрел прием, благодаря которому актер в кадре был будто бы с самим собой или своим двойником. Прием «разделенного экрана» — когда несколько кадров пленки склеивают для создания нового изображения.

В 1898 году режиссер выпустил фильм «Одна голова хорошо, а четыре лучше», демонстрирующий этот прием. В кадре одновременно появляются 4 головы.
Кадр из фильма "Одна голова хорошо, а 4 лучше""https://walter.trakt.tv/images/episodes/003/097/642/screenshots/thumb/76c4728705.jpg
Кадр из фильма "Одна голова хорошо, а 4 лучше""https://walter.trakt.tv/images/episodes/003/097/642/screenshots/thumb/76c4728705.jpg

Именно так, друзья, технологии входили в кинематограф. В 20 веке появились иные способы создания спецэффектов. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Читайте также

Если вам понравилась статья, поставьте лайк, поделитесь в социальных сетях, и не забудьте 👉 подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски!