Так получилось, что я опять обратилась к старой теме. Объясню, что меня на это подвигло. И в чем я вижу подтверждение своего мнения.
***
Вкратце напомню.
В свое время я написала вот эту статью:
Обязательно ли учителю оглашать оценки вслух?
И буквально на днях приходит ко мне ученица. 4 класс, отличница, соображает прекрасно, в целом очень хорошая девочка.
И, уже собираясь уходить, немного жалуется мне на свой класс. Что многие сильно кричат и хулиганят, а из-за них наказывают всех. К примеру, там такая система:
- Ряд, который сидит тише всего, не получит домашнего задания. Кто больше всех шумит – получит в два раза больше.
И, как назло, девочка сидит именно в том ряду, где «больше всех» шумят. Поэтому всегда получает двойное домашнее задание. И делает его. В отличие от тех, кто «больше всех» шумит.
Даа… Кого тут наказывают – вот вопрос.
И об этом я немного писала здесь:
Наказания в школе. Почему у одних учителей «срабатывает», у других – нет?
***
Так вот, девочка мне еще говорит:
- И у нас почему-то всегда оценки за все работы вслух говорят. А это так неприятно.
Я вспомнила свою статью и решила конкретно узнать у представителя молодого поколения: почему неприятно?
- Если хорошую оценку получила – то все начинают завидовать и потом гадости говорят. А если плохую – то мальчики начинают дразниться, типа, отличница, а «тройку» получила, фу, позор. Иногда они даже специально спрашивают у учительницы, какие у кого оценки. Она им не говорит, но потом же все равно вслух объявляет.
Я спрашиваю, как она реагирует в таких случаях. И реагирует ли как-нибудь учительница.
- Я обычно молчу. Учительница тоже ничего не говорит.
Блин. Я бы вот на месте учительницы сказала что-то типа:
- Иванов, Маша-то свою оценку легко исправит, тем более, она у нее одна, а у тебя уже пять «двоек». И неизвестно, сколько ты еще получишь. Так что уж молчал бы и следил за своими оценками.
Я тогда вспомнила своих комментаторов. Перечислю основные моменты:
- Если достоинство ученика оскорбляет оглашение оценки вслух, то пусть учится так, чтобы не было повода оскорбляться. То есть сам виноват.
- Ученик услышит, что его «тройку» огласили перед всеми, ему станет стыдно и он больше этого не допустит.
- А вот в спорте или прочих соревнованиях? Результаты не оглашать, грамоты втихушку рассылать на дом?
- А как же конкуренция во взрослой жизни? Как они потом будут? Оценки – это карьерный рост, зарплаты и премии в будущем.
- Без конкуренции дети вообще учиться не будут.
Ладно, насчет последних пунктов – про взрослую жизнь, спорт, конкуренцию и прочее – я девочку спрашивать не стала. Тут уж я в двух словах отвечу. Вот когда будет взрослая жизнь, тогда и будем говорить. А то некоторых послушай, так если ребенок памперс на неделю больше переносил, он всю жизнь потом унитазом пользоваться не сможет. В спорт и прочее люди идут добровольно. То есть они готовы к конкуренции и ее ожидают. А школа это все же несколько другое. Там эти оценки во многом формируют мнение о человеке, причем и со стороны учителей, и со стороны одноклассников, и со стороны родителей одноклассников. Из серии: «Не дружи с Васей, он двоечник». Мы же не слышим: «Не дружи с Петей, он в беге на длинную дистанцию проиграл».
А вот насчет первых двух пунктов я девочку спросила. Поинтересовалась, сподвиг ли ее факт оглашения оценок учиться лучше и такого не допускать. Девочка мне сказала примерно так:
- Да, было очень неприятно, мне бы не хотелось, чтобы это повторилось.
Я еще раз уточнила:
- А если бы оценки вслух не говорили, вы бы стали хуже учиться?
- Нет, от этого вообще не зависит. Я сама не люблю получать плохие оценки.
***
Примерный вывод. Кто хочет учиться – будет учиться в любом случае. Кто не хочет – не будет, хоть ты ему оценку на лоб вывешивай. Но вот это публичное оглашение травмирует именно тех, кто учится хорошо – это однозначно. Потому что им обычно завидуют, в результате не совсем та оценка – лишний повод для нападок или издевок.
Плюс, напомню, обычно эти хорошо учащиеся еще делают дополнительные задания-наказания.
В результате, смотрите, что получается:
- Ученик старается и пашет, чтобы хорошо учиться. Это уже усилия, как вы понимаете.
- В результате этих усилий он получает дополнительный повод для издевок со стороны одноклассников.
- В силу того, что он выполняет все распоряжения учителя, он делает двойную работу.
А теперь объясните мне: за что школа так ненавидит детей, которые учатся хорошо? И почему она создает им такие условия? Вам не кажется, что от них выполнения первого пункта вполне достаточно, а все остальное уже лишнее?
Как вы считаете?
И да, я опять скажу: я ПРОТИВ публичного оглашения оценок. Причины изложены мной выше.
Так что пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 21 ноября в прошлом году:
Осень наступает, листья облетают… Как мы с дочерью придумали еще одно упражнение на чтение
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.