Одним из заводов серийно выпускающий мопеды отечественной разработки после распада Советского Союза оставался Завод имени Дягтерёва в городе Коврове. Еще в 90-е годы предприятие начало выпускать мокик ЗиД-50 “Пилот”. Мокик имел сухую массу 81 кг снабжен двухтактным двигателем объемом 49,9 куб. см мощностью 3,5 л.с. Двигатель имеет трехступенчатую коробку передач. Максимальная конструктивная скорость (по документам) - 50 км/час. На деле, мопед разгоняется до 70 - 75 км/час Позднее на смену “Пилота” пришел мокик ЗиД-50-01 “Актив” который фактически был рестайлингом с измененным дизайном. На момент выпуска эти мопеды имели относительно новый дизайн по сравнению с привычными советскими моделями, были быстрее и удобнее, а ввиду малого присутствия зарубежной техники на просторах страны и отсутствия конкуренции эти модели были мечтой каждого школьника того времени.
К сожалению на последние выпуски вместо того что бы доработать отечественный двигатель или сделать 4х тактную версию как на “Пилот”, так и на “Актив”, стали устанавливать китайские четырехтактные двигатели Lifan 1P39FMB-C и Lifan 1P39QMB объемом 49,5 куб. см и мощностью 3,4 л.с. С началом внедрения китайских двигателей завод стал выпускать еще и скутер. Это “ЗиД”-“Lifan”.
К сожалению, продукция завода ЗИД с применением китайских комплектующих была дороже аналогичных полностью китайских моделей.
На “ЗИДе” также была предпринята попытка выпуска мокика малого класса ЗиД-36 “Птаха”. Мокик весил всего 35 кг, был снабжен двухтактным двигателем с двухступенчатой коробкой передач объемом 36,3 куб. см и мощностью 1,5 л.с.. Максимальная скорость “Птахи” была 30 км/час.
Увы, спрос на “Птаху” оказался очень низким. Помимо этого на заводе ЗиД еще в 2000х годах была разработана модель ЗДК-2.205” - “Аркан
Снаряженная масса скутера составляла 100 килограммов, на нем было установлено двойное седло и подножки для пассажира. Большое количество деталей скутера было унифицировано с мокиком “Пилот”. “Аркан” имел двигатель мощностью 3,5 л.с., дооборудованный вентилятором с механическим приводом, электростартером, системой раздельной смазки. Трансмиссия - с ручным сцеплением, 3-ступенчатой КП и цепным приводом на колесо, осталось аналогичной “Пилоту”. Всего выпустили 500 “Арканов”, после чего производство их было прекращено. Вятско-Полянский машиностроительный завод “Молот”, в советское время производивший мотороллеры “Электрон”, в 1998 году начал выпускать скутер ВМЗ-2.503 “Стриж”
Скутер был оснащен двухтактным двигателем “Симсон”. Его мощности в 3,7 л.с. (при 5500 об/мин) хватало, чтобы разгонять его до 60 км/ч. В моторе применялось косозубое зацепление шестерен передачи от двигателя к сцеплению, 4-ступенчатая коробка передач, электронная система зажигания. Но в итоге скутер пользовался малым спросом у покупателей, и вскоре его производство было свернуто. Одним из больших минусов как модели "Аркан" так и "Стриж" являлась механическая коробка передач, так как пользователями данной техники были начинающие водители, дачники, домохозяйки ведь права на управление на технику объемом 50см.куб в то время не требовались, а механическая коробка вызывала сложности в управлении.
На ГУП “Ленинградский Северный завод” (ЛСЗ) в 1994 году был разработан мопед ЛСЗ - 1.415 "Пегас"
Это был классический мопед с запуском двигателя педалями велосипедного типа, одноцилиндровым двухтактным двигателем без коробки передач. На мопед устанавливали двигатель Д-14 объемом 45 куб см и мощностью 1,8 л.с. Максимальная конструктивная скорость “Пегаса” была 40 км/ч. К сожалению, модель вышла "сырой" с большим количеством недостатков, существенным из них была недостаточная мощность двигателя как итог, отсутствие спроса заставило снять модель с производства. После этого, для “Пегаса” в 2002 году был приобретен индийский двигатель Ankur CM-50 имеющий центробежное сцепление. Двигатель имел объем 49 куб. см и развивал мощность 2,4 л.с., разгоняя мопед до 50 км/час. Полученная модификация получила название “Пегас-31”. А в 2005 году был выпущен “ПЕГАС-33” с кикстартером.
Также совместно с Рижским заводом на Санкт-Петербургском (Ленинградском) “Красном Октябре”, долгие годы выпускавшем двигатели серии “Д”, были попытки наладить выпуск малокубатурной мототехники с мотором Д - 16. Было собрано и реализовано населению небольшое количество мокиков серии “Фора-спринт”, “Фора-классик” и “Фора-мини”.
Двигатель Д-16 имел объем 49 куб. см и мощность 2,2 л.с., напоминая моторы, устанавливающиеся в былые годы на “Риги” и “Верховины”. А модель "Фора-классик" вообще была сделана на базе хорошо знакомого мокика "Дельта" и имела новый двигатель.
Но в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране развернуть производство мопедов серии Фора к сожалению не удалось.
В конце 90х годов Тульский машиностроительный завод ТМЗ разработал мокик “Фрегат”.
Мопед имел уникальную дугообразную раму (как у детской парковой качалки) и переднюю вилку оригинальной конструкции. Были изготовлены образцы “Фрегата” с разными моторами: “ЗиД-50”, “ВП-50” и, даже, “Franco Morini” с 4-ступенчатой коробкой передач. Но, в серию мопед так и не пошел. Так же была модель с довольно необычной внешность с индексом ТМЗ-07610 "Фрегат"
Так же в 1998 году Ижевский завод разработал свою модель мопеда ИЖ 2.673 "Корнет"
Его снаряженная масса превышала 90 кг. По внешнему виду “Корнет гораздо больше напоминал лёгкий мотоцикл, а не мопед, но из за оснащения двигателем до 50 куб.см не требовал регистрации в ГАИ на тот момент. Двухтактный двигатель “Корнета” имел рабочий объем 49,6 куб. см, развивал мощность 3 л.с. и был снабжен четырехступенчатой коробкой передач. Мопед был выпущен серийно, и поступал в торговую сеть но ввиду малого спроса производство вскоре свернули.
Итог к большому сожалению таков, кроме завода ЗИД с действительно удачными по сравнению привычными мопедами Рижского завода "Саркана Звайгзне" наладить более менее серийное производство не удалось никому. В последствие когда поставляемая преимущественно из Японии и Китая малокубатурная техника захватила отечественный рынок. Наши мопеды перестали удовлетворять потребителя по критерию цена - качество, и отечественные заводы либо закрыли мото производство либо перешли на мелко узловую сборку китайской продукции.
Также читайте:
#назад в 90-е #назад в ссср #мопеды #top #техника ссср #мотоциклы ссср