Что объединяет Генсека СССР , космонавтов на Байконуре и криминального авторитета Али? Ответ - один легендарный советский фильм.
«Белое солнце пустыни» начинал как малобюджетная лента с нулевыми перспективами: комиссия требовала вырезать почти все сцены. Цензура хотела убрать письма Сухова жене, запретить Верещагину наливать и даже прикрыть голые ноги Катерины Матвеевны. Фильм же пробился на экраны, став культовым. И сейчас он переживает ренессанс.
«Белое солнце пустыни» стал одним из главных шедевров в списке из 100 фильмов, рекомендованных Минпросвещения для школьной программы. Мы решили вспомнить интересные и малоизвестные истории и факты, связанные с этим фильмом. А заодно и разобраться, почему кино, снятое 60 лет назад, до сих пор актуально.
Как генсек советский вестерн спас
В первый год проката картину посмотрели 34,5 миллиона человек. Права купили 130 стран, включая США. Но этого фильма вообще не должно было быть на экранах.
Ситуацию спас Брежнев. Леонид Ильич обожал американские вестерны. А вот достать их в СССР было непросто.
Поэтому, когда на экран вышел «Белое солнце пустыни» - с пальбой, пустынными пейзажами и закатами - Брежнев увидел в нём наш идеальный ответ Голливуду.
По воспоминаниям современников, он смотрел фильм 30 (!) раз. На даче в Завидово устраивал закрытые показы для членов Политбюро, гостей и родственников. Брежнев постоянно цитировал кинофильм. «Восток — дело тонкое» - говорил он на переговорах, особенно когда речь шла о восточных регионах. «Таможня даёт добро!» - когда подписывал документы по хозяйственным проектам. Появлению фильма на экранах предшествовала интересная история с участием генсека.
Душещипательные письма Сухова к супруге требовали убрать - дескать, не соответствуют образу революционного героя столь тонкие переживания. Да и личные эмоции красноармеец обязан оставить при себе!
Верещагину в кадре хотели запретить пить - негоже положительному персонажу представать в столь непотребном виде. О коррупции тоже - даже намекать нельзя, а то мигом зритель перенесет это с царских чиновников на советскую действительность.
Обнаженных женских ног в кадре тоже цензуре показалось слишком много. Здесь пришлось пойти на уступки и некоторые сцены переснять. То, что вышло на экране и что вы видели - уже гораздо скромнее. Считалось, что сцены не соответствуют ни нормам морали, ни к жанру не подходят.
Кадры с ногами персонажей, в особенности сцены с Катериной Матвеевной, вызвали критику как не соответствующие нормам морали и жанра.
В общем, сюда попали едва ли не все сцены, которые делают фильм по настоящему «живым» и настоящим.
Владимир Мотыль боролся. Но окончательно с полки фильм снял Брежнев. После его восторженной реакции кино вышло в прокат без промедлений.
От трагедий до курьезов на съёмочной площадке
Легендарный Верещагин: съемки сквозь боль
Павел Луспекаев, сыгравший Верещагина, снимался без пальцев ног, с металлическими вставками в сапогах. Он отморозил их в Великую Отечественную, а к 42 годам, на момент съемок, ходить было тяжело. У него была ампутирована и часть стоп.
Но он упорно шёл по песку, температура которого доходила до +75 °C (!), через каждые 20 шагов садился и опускал ноги в воду. Между дублями принимал обезболивающие, так как боль была невыносимой.
Он знал, что долго не проживёт. Хотел только дождаться премьеры. Дождался. Через 18 дней после выхода фильма умер от разрыва аорты.
Сыграл - гениально, став одним из самых запомнившихся образов в фильме.
Криминал
Съемочная группа пострадала от настоящих, а не киношных бандитов. Часть сцен снималась в Махачкале, здесь и произошел инцидент.
На съёмках у Луспекаева украли именные часы «Буре» - дорогой подарок от командира с персональной гравировкой. А у съемочной группы украли реквизит.
Фильм долго пылился в спецхранилище. Госкино выдало ему вторую категорию — то есть признало идеологически сомнительным.
Искать все это с помощью милиции было трудно и долго, а снимать уже надо было.
Режиссёр обратился к местному криминальному авторитету Али и пошел на необычную сделку. Непонятно, то ли его бандиты ограбили съемочную группу, то ли он за счет своего авторитета узнал и надавил на местный криминал, но факт остается фактом - Али получил в обмен на вещи… роль в кино.
Али вернул реквизит и часы и сыграл бандита. Это он произнёс в кадре фразу:
«Таможня даёт добро!»
Кино сопровождали и опасности и трагедии.
Спартак Мишулин (Саид) лежал по шею в песке в знаменитой сцене в начале кино. А к его лицу то ползла гюрза, то принюхивался верблюд.
А один каскадёр погиб, упав с высоты.
Съёмочная смекалка
Сыграть жену Абдуллы - задача не простая. Дело в том, что только три из них - профессиональные актрисы. А вот с остальными женами съемочной группе пришлось выкручиваться на месте.
В жаркие дни обычная массовка сниматься не могла - не хватало выносливости в экстремальных условиях.
И их заменили… солдатами из местной части и баскетболистками. Последние были с прекрасными фигурами и могли долго сниматься в жару - выносливости хватало.
Как фильм вошёл в наш культурный код
В 1971 году произошла катастрофа с космическим кораблём «Союз-11», при приземлении погибли космонавты Добровольский, Волков и Пацаев. Следующая миссия «Союз-12» была перенесена и прошла только через 27 месяцев, команда была сокращена до двух человек.
Для преодоления психологического напряжения космонавтам Василию Лазареву и Олегу Макарову устроили перед стартом просмотр «Белого солнца пустыни». Вернулись живыми. Космонавты в шутку говорили, что третьим членом экипажа стал товарищ Сухов.
С тех пор фильм - обязательный предполётный ритуал. Копии хранят на МКС. Даже иностранцы с удовольствием смотрят этот фильм с субтитрами.
В 2025 году фильм включили в список 100 фильмов, рекомендованных для школьников.
Почему этот фильм стоит показать ребёнку
В фильме нет нравоучений и нудных лекций. Он показывает. Вот Верещагин, человек, который до последнего исполняет свой долг. По сути, новому советскому начальству он ничего не должен, ведь он присягал ещё Российской Империи. Ему предлагают солидную взятку. Но он верен своим принципам до последнего. «Я мзду не беру — мне за державу обидно», - крылатая фраза, которую Верещагин подтверждает еще и делом.
Вот Сухов, помогающий слабым, хотя мог бы просто уйти. Свою задачу он выполнил. Но не может бросить в беде женщин, оказавшихся в смертельной опасности.
Вот харизматичный Саид, который шутит, даже когда страшно.
Достойные люди, показывающие своим примером, как должен поступать человек, оставаясь верным Родине и людям.
Вместе с тем, фильм учит принимать другую культуру, не высмеивать, а понимать. Восток, и правда, - дело тонкое.