Рассказывая о двух замечательных акварелистах, В. Г. Бехтееве и А. В. Фонвизине, я окунулась в бурную художественную жизнь начала XX века. Свою великолепную технику акварели мастера сформировали в том числе и благодаря авангарду. Представим поэтому художественную жизнь конца XIX - начала XX века.
Хочу сразу оговориться, новые формы, пришедшие в русскую живопись (импрессионизм, художественные эксперименты авангарда), не противоречили реалистической живописи, это был новый реализм, сформировавшийся на рубеже веков.
XIX столетие было в художественном отношении не менее бурным, на смену величественному академизму пришёл критический реализм, в том числе и в оплот академизма - в стены Императорской Академии художеств. В 1863 году происходит "бунт четырнадцати", когда 14 выпускников Академии подали прошение самостоятельно выбирать тему для конкурсной работы на золотую медаль (диплома, как сейчас назвали бы выпускную работу). В прошении было отказано, молодые художники покидают стены Академии, и сначала организуют Артель художников, а затем - знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Предводителем бунтарей стал И. Н. Крамской.
Прошло чуть более 30 лет, и в 1894 году передвижники, получив заслуженное признание, чутко реагируя на социальные проблемы общества, показывая красоту родной природы, вехи отечественной, а не классической, греческой и римской, истории, реформируют уже саму Академию.
Н. К. Рерих (под псевдонимом Р. Изгой), анализируя академическую выставку, пишет в «Очерке русского художества в 1896 году»:
"Положение академической выставки ещё не выяснено, с введением нового устава (1894). С водворением в Академии передвижников на первый взгляд казалось бы странным существование академической выставки наряду с реакционной к ней передвижной. Они должны были бы слиться, но до сих пор они обе существуют по-прежнему, причём характер академической ещё не определился, что-то бродит, и, судя по разным хорошим начинаниям, надо надеяться, скоро оформится, но когда и как?" [1]
Но в молодых художниках, участниках выставок ТПХВ, зреет недовольство темами и формами уже передвижников. В 1891 году экспоненты (художники, принимавшие участие в выставках, но не входившие в число членов ТПХВ и соответственно, не имевшие права голоса) адресовали совету Товарищества письмо, в котором просили большей творческой свободы и уважения, поскольку на выставки не принимали работы, которые сами мастера считали наиболее удачными:
«В последние годы на Передвижных выставках Товарищества число картин экспонентов все более и более возрастало. Качественная сторона всего вносимого экспонентами наиболее резко определялась тем, что само Товарищество, принимая их произведения на свои выставки, признает их способными возвысить художественный интерес последних. Таким образом, в основе огромного интереса и несомненной заслуги, которые Товарищество имеет в глазах общества за двадцать лет своего существования, лежит некоторая, и притом все возрастающая, доля участия и экспонентов. Отсюда естественно желание экспонентов стать более чем пассивными наблюдателями судьбы своих картин, представленных на суд Товарищества». [2]
Письмо подписали В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. В. Иванов, И. И. Левитан. Обнаружился конфликт между поколениями, как прежде в Академии, среди передвижников только В. Д. Поленов и И. Е. Репин отстаивали позицию молодых.
Снова, как и тридцать лет назад, перед художниками встала тема актуальности тем и форм. Только если старшее поколение передвижников стремилось перенести действие с театральных подмосток в русский город или деревню, сохранив композиционные приёмы классицизма, "хоровые картины", по выражению В. В. Стасова, то молодые художники, связанные с московской традицией, хотели принести в свои работы камерность, простоту и естественность. Художественный же язык также становится свободнее, живописцы используют приёмы импрессионизма.
Каждое из направлений этого времени заслуживает отдельного внимательного изучения. Сейчас я сделаю только очень краткий обзор.
Родоначальниками современной русской живописи XX века Д. В. Сарабьянов называет В. А. Серова и М. А. Врубеля, "ворвавшегося [в русское искусство] стремительно, с решительностью гения.
Объединение "Мир искусства", возникшее в 1898 году и просуществовавшее с перерывами до 1924 года, представляет в первую очередь связь с культурой прошлых эпох, Академию мирискусники снова, как и передвижники, видели "оплотом рутины", а вдохновение черпали в широком художественном пространстве русской культуры, Востока и Запада. Именно на выставках "Мира искусства" вновь появились замечательные портреты мастеров XVIII столетия Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. А "Русские сезоны" С. П. Дягилева знакомят Запад с богатой русской традицией.
"Союз русских художников" представляет в первую очередь московскую школу живописи, большинство его членов были либо выходцами из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, либо преподавали в нём, исключение составляют А. А. Рылов и Ф. А. Малявин. В целом живопись "Союза" отличается богатым, ярким и контрастным колоритом, плотным открытым мазком, фактурной свободной живописью.
"Голубая роза" представляет символистское направление. Одноимённая выставка 1907 года собрала проникновенные поэтичные произведения Н. П. Крымова, П. В. Кузнецова, В. Д. и Н. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунова, М. С. Сарьяна, А. В. Фонвизина и других. К. С. Петров-Водкин, хотя и не участвовал в выставке 1907 года, а работы экспонировал на выставках "Мира искусства", близок голуборозовцам одухотворённостью своих композиций и спокойным, голубоватым колоритом.
"Бубновый валет" и "Ослиный хвост" более жадно впитывают современные им формы модернизма, в том числе и стремление эпатировать публику.Первая выставка "Бубнового валета" прошла в 1910 году и вплоть до 1917 года устраивало выставки, где экспонировались не только русские живописцы, но и западноевропейские, в первую очередь французские и немецкие. Организаторы объединения, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, А. В. Куприн, сохранили верность ему и избранным художественным формам. К организаторам первой выставки "Бубнового валета" принадлежали и М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, однако они покинули группу и организовали свою, с ещё более эпатажным названием, "Ослиный хвост".
Художники так называемого зрелого авангарда середины 1910-х годов, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. З. Шагал, П. Н. Филонов, так же, как и старшие современники, впитывали революционные тенденции западноевропейского искусства. Но тем не менее, они так же развиваются в русле русской школы с её "многоукладностью", пересечением старого и нового, столкновением традиций Востока и Запада. В 1910-е годы работали И. Е. Репин и В. И. Суриков,мирискусники, члены "Союза русских художников".
Много замечательных художников нашли свой путь в искусстве. Символистом часто называют Н. К. Рериха, но он перешёл хронологические границы символизма, применяя свой синтетический метод изучения и переосмысления темы в искусстве.
Русская школа, впитавшая в себя множество направлений, при всей их противоречивости, имеет общий характер, и о многообразии русского искусства я продолжу рассказ.
Источники
1. Р. Изгой. «Очерке русского художества в 1896 году» // Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 1: 1891–1901. СПб.: Фирма Коста, 2004. С. 34.
2. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. М., «Искусство», 1950, стр. 489—490.
Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.: Галарт, 2000.