Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Первый русский чайный магазин в Париже

В одной из предыдущих публикаций мы писали о первом чайном магазине в Москве, который открылся на Кузнецком мосту в начале 1830-х годов. У идеи специализированной торговли оказалась много последователей и к середине XIX века чайные магазины в первопрестольной перестали быть диковинкой. Конкуренция за внимание и кошельки покупателей мотивировала московских чаеторговцев открывать продажи и в других городах Российской империи. Чаще всего купцы использовали ресурсы торговцев на местах, поставляя им чай оптом и мелким оптом, а в некоторых случаях открывали и фирменные магазины за пределами города, где находилась, как говорили раньше, «Главная контора». Масштабы организации продаж в регионах впечатляют – например, в прейскуранте 1864 года (приложение к №212 газеты «Русский инвалид») Московского купца 1-ой гильдии Николая Иосифовича Корещенко перечислено 55 адресов, где можно купить чай его торгового дома под названием «Китай». В этом списке есть и один иностранный адрес – Париж, Мадленский
Год открытия первого русского магазина в Париже  1864
Год открытия первого русского магазина в Париже 1864

В одной из предыдущих публикаций мы писали о первом чайном магазине в Москве, который открылся на Кузнецком мосту в начале 1830-х годов. У идеи специализированной торговли оказалась много последователей и к середине XIX века чайные магазины в первопрестольной перестали быть диковинкой. Конкуренция за внимание и кошельки покупателей мотивировала московских чаеторговцев открывать продажи и в других городах Российской империи. Чаще всего купцы использовали ресурсы торговцев на местах, поставляя им чай оптом и мелким оптом, а в некоторых случаях открывали и фирменные магазины за пределами города, где находилась, как говорили раньше, «Главная контора».

Приложение к №212 газеты «Русский инвалид» [1864]. Из фондов Российской государственной библиотеки
Приложение к №212 газеты «Русский инвалид» [1864]. Из фондов Российской государственной библиотеки

Масштабы организации продаж в регионах впечатляют – например, в прейскуранте 1864 года (приложение к №212 газеты «Русский инвалид») Московского купца 1-ой гильдии Николая Иосифовича Корещенко перечислено 55 адресов, где можно купить чай его торгового дома под названием «Китай». В этом списке есть и один иностранный адрес – Париж, Мадленский бульвар 15. И, именно о русской торговле чаем заграницей пойдет речь в этой статье.

№45 газеты «Московские ведомости» [1864]. Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки
№45 газеты «Московские ведомости» [1864]. Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки

В №45 газеты «Московские ведомости» за 1864 год Николай Корещенко опубликовал «УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОТКРЫТИИ В ПАРИЖЕ МАГАЗИНА КЯХТИНСКИХ ЧАЕВ ПОД ФИРМОЮ «КИТАЙ» ТОРГОВОГО ДОМА МОСКОВСКОГО 1-Й ГИЛЬДИИ КУПЦА НИКОЛАЯ ИОСИФОВИЧА КОРЕЩЕНКО», текст которого совсем не похож на обычную рекламу:

«ПРИ НАСТОЯЩЕМ настроении современного общества каждый из людей, относящихся с любовью и знанием к своему делу помимо личных интересов, ставит на первом плане интересы и самого общества. Таковой характер приняла в настоящее время и самая промышленность, которая уже не полагает своею задачею обогащение отдельных лиц, а стремится доставить обществу более легкий путь к удовлетворению потребности общественной жизни. Нет сомнения, что русская промышленность далека еще была от сознания этой важной задачи, и потому-то на нее еще до сих пор падает то тяжелое обвинение, которое часто встречается слышать в обществе, - что вся русская торговля основана лишь на ловком обмане со стороны производителя. Недавно еще г. профессор Киттары, в своих публичных лекциях, высказал, что мы производим и торгуем также, как производили и торговали наши деды и прадеды, и, может быть, даже хуже. «Наша - говорит он – конкуренция есть не что иное, как соперничество в обмане». Такое невыгодное для русской промышленности и ее деятелей мнение, по всей вероятности, скоро утратит свое значение, особливо, когда сами деятели уяснят себе, что только при добросовестном исполнении своей обязанности в отношении к обществу, можно надеяться на успех предприятия.

ПОТРЕБЛЕНИЕ чая в нашем отечестве в последнее время приняло столь обширные размеры, что стало составлять, как для богатого, так и для бедного класса людей, как бы одну из насущных потребностей более или менее довольной жизни. Отсюда естественно главнейшая задача лиц, специально занимающихся этою отраслью промышленности, должна состоять в доставлении обществу чаев хорошего качества по возможно умеренным ценам. В продолжение всей моей деятельности, я всегда считал своею обязанностью, как можно более приблизиться к выполнению этой задачи, и как известно гг. моим покупателям вследствие прямых моих сношений в Кяхте, я имел возможность в последнее время чаям того же достоинства назначить более умеренную против прежней цену. Имея в виду, что многие из русских семейств, проживающих за границей, терпят значительные неудобства при выписке чаев из Москвы (как в этом я мог убедиться при постоянном сношении с моими заграничными покупателями), я с одной стороны, в видах развития русской промышленности за границей, упреки на недостаток которой недавно столь справедливо высказаны почтенными редакторами Московских Ведомостей (№ 16-й 1864 года), с другой стороны, желая доставить русским семействам, проживающим за границей, возможность более удобного приобретения Кяхтинских чаев моей фирмы, решился открыть в ПАРИЖЕ чайный магазин, который постоянно будет снабжен большим выбором чаев от самых низких до самых высших сортов, означенных в моем последнем прейскуранте.

Я надеюсь, что гг. мои заграничные покупатели оценят ту услугу, которую я полагаю оказать им этим предприятием, так как в основании его лежат не столько мои личные выгоды, сколько (как они могут видеть из этого объявления) желание мое содействовать более удобному и выгодному для них способу приобретения этого столь вошедшего в обычай предмета потребления. Считаю долгом присовокупить, что если это мое предприятие найдет себе сочувствие со стороны заграничной публики, то я имею намерение в видах еще больших для нее удобств открыть со временем такие же чайные магазины в главных городах Европы: ЛОНДОНЕ, БЕРЛИНЕ, ВЕНЕ, ДРЕЗДЕНЕ, РИМЕ и во ФРАНКФУРТЕ НА МАЙНЕ, О времени открытия магазина будет объявлено особо в русских и иностранных журналах.»

Мы приводим этот текст без сокращений, т.к. это не просто реклама, а своего рода программное заявление, в котором московский купец Николай Корещенко говорит, что его торговля в отличие от старого подхода построена не «на ловком обмане», а на удовлетворении «насущных потребностей более или менее довольной жизни».

Вот из таких высоких побуждений Николай Корещенко в 1864 году открыл первый русский чайный магазин в самом центре Парижа. Его изображение есть в рекламном объявлении (приложение к №212 газеты «Русский инвалид» за 1864 г.), на витрине можно разглядеть русский самовар. Справа видна знаменитая Церковь Святой Марии Магдалины (французское название l'église de la Madeleine - Церковь Мадлен).

Приложение к №212 газеты «Русский инвалид» [1864]. Из фондов Российской государственной библиотеки
Приложение к №212 газеты «Русский инвалид» [1864]. Из фондов Российской государственной библиотеки

В 1916 году журнал «Исторический вестник» опубликовал «Воспоминания о жизни протоиерея И.В.Васильева» Автономовой Л.И., в которых есть короткое описание первого русского чайного магазина в Париже: «При нас на бульваре Капуцинов открылась первая торговля русским чаем и самоварами. Инициатором этого дела был купец Корещенко. Мы часто ходили в этот магазин за чаем. Купец приглашал нас в заднюю темноватую комнатку, где угощал чаем с пти-фурами. Французы были очень заинтересованы новой машиной – самоваром - и неизвестным им до того способом заваривания чая, который у них принимался за лекарственную траву, очень полезную от простуды и для облегчения пищеварения. Они сыпали чай в кастрюлю с водой и долго кипятили, выходило чуть не черного цвета пойло, которое они сами пили с отвращением. В окне магазина были выставлены самовары, а в лавке купец любезно угощал чаем, учил пользоваться машиной, чем много способствовал распространению самовара, и французы полюбили чай, стали его заваривать по-русски...»

В приведенных выше воспоминаниях, вероятно, допущена небольшая неточность в адресе магазина, т.к. он находился не на бульваре Капуцинов, а на бульваре Мадлен. Но, если учесть, что бульвар Мадлен достаточно короткий (чуть больше 200 метров) и является продолжением более известного и длинного бульвара Капуцинов, то такая путаница вполне объяснима.

Вскоре после открытия чайного магазина в Париже Николай Корещенко открывает еще один - в Ницце. Об этом он сам сообщает в очередном рекламном объявлении (№224 газеты «Московские ведомости» за 1864 г.):

«По случаю большого требования на кяхтинский чай моей фирмы в Ниццу, а также имея в виду, что предстоящее пребывание Их Императорских Величеств в Ницце привлечет туда многих Русских, русский магазин в Париже открывает в этом городе отделение для производства торговли кяхтинскими чаями и русскими чайными сервизами; о чем долгом считаю довести до сведения гг. путешественников.

Немного времени прошло с тех пор, как основана мною торговля кяхтинскими чаями в Париже, а между тем она уже успела заслужить там всеобщее внимание публики; успех ее с каждым днем все более и более возрастает. Независимо от местной торговли, магазин снабжает чаем разные округи Франции и принял на себя также поставки в посольства и главнейшие гостиницы Парижа. Очевидно, что у иностранцев, также как у нас, потребление хорошего чая стало входить в обыкновение. Русские самовары, которые постоянно высылаются из Москвы в парижский магазин, также расходятся там в огромном количестве.

Столь счастливый результат торговли первого русского магазина в Париже не мог остаться незамеченным и возбудил соревнование в кругу наших соотечественников. Мы известились, что некоторые из них также предположили основать в Париже торговлю русскими товарами. Нельзя не порадоваться, что предприятие мое не только встречает большое сочувствие со стороны публики, но даже находит себе последователей.»

№224 газеты «Московские ведомости» [1864]. Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки
№224 газеты «Московские ведомости» [1864]. Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки

Первый успешный опыт русской чайной торговли заграницей выявил и достаточно серьезные трудности, которые приходилось преодолевать нашим купцам при выходе на иностранные рынки сбыта. В №42 газеты «Московские ведомости» за 1865 год была опубликована статья Николая Корещенко под названием «О СТЕСНЕНИЯХ НАШЕЙ ТОРГОВЛИ ЗА ГРАНИЦЕЙ», фрагмент которой приводим ниже:

«В интересах отечественной промышленности и торговли, считаю своею обязанностью заявить факт, характеризующий систему таможенных постановлений во Франции. Открывая первый русский магазин в Париже, я имел ввиду ознакомить тамошнюю публику не только с предметом главнейшего моего производства, кяхтинским чаем, но и со всеми теми произведениями и изделиями русской промышленности, которые могли бы найти там более или менее выгодный сбыт. Первое, что представлялось мне, это недостаток в способах приготовления кипятка для чаю; употребительные за границей для этой цели спиртовые чайники далеко не достигают своего назначения. Почему для удовлетворения желания публики иметь русские самовары, мною немедленно были высланы из Москвы две партии лучших самоваров, с разными к ним принадлежностями; с большими хлопотами и огромной пошлиной, равняющейся стоимости самих предметов (по 2 франка с фунта), мне удалось пропустить эти самовары сквозь французскую таможню; но дальнейший их ввоз мне был запрещен под строгой ответственностью. Оказалось, что мы можем привозить только куски меди или иных сырых материалов для изделия, но не сами изделия. Постановления эти существуют во Франции в поощрение местным фабрикантам и заводчикам: мы не находим себя в праве делать вопросы, почему именно в то время, когда все рынки нашего отечества переполнены иностранными товарам, запрещают и останавливают сбыт наших отечественных произведений и изделий на иностранных рынках, но не можем не жалеть о том, что лишены возможности знакомить иностранную публику с произведениями русской промышленности. Так как в настоящее время требование на самовары и некоторые предметы русского изделия в моем парижском магазине все более и более увеличивается, а права на ввоз я не имею, то я вынужденным нахожусь для удовлетворения этих требований обратиться с заказами по русским образцам к парижским фабрикантам, несмотря на то, что там изделия, особливо таких предметов, как самовары, во многом уступают нашим и обходятся гораздо дороже...»

Судя по всему, грандиозные планы Николая Корещенко по открытию чайных магазинов в Лондоне, Берлине, Вене, Дрездене, Риме, Франкфурте на Майне не были реализованы. Мы не знаем, что этому помешало – сложности с таможней или какие-то другие обстоятельства. Позднее, в 1890-е годы масштабную торговлю чаем заграницей начала знаменитая московская фирма «В. Перлов с Сыновьями». В книге «К столетию чайной фирмы "В. Перлов с Сыновьями"» 1898 года издания говорится, что «Фирма «В. Перлов с сыновьями» не ограничилась распространением дела в пределах России, она первая перенесла свою деятельность и заграницу, открыв чайные склады и магазины в Австрии, Германии и Франции. Следует заметить, что и прежде русскими торговцами делались подобные попытки, но все они успеха не имели.»

Книга «К столетию чайной фирмы "В. Перлов с Сыновьями"» [1898]. Из фондов Российской государственной библиотеки
Книга «К столетию чайной фирмы "В. Перлов с Сыновьями"» [1898]. Из фондов Российской государственной библиотеки

Конкурент Николая Корещенко – фирма «В. Перлов с Сыновьями» считает, что она «первая перенесла свою деятельность и заграницу», но, по нашему мнению, даже если она работала значительно лучше и масштабнее, все равно «первой» она уже считаться не может. Первым всегда труднее и звание пионера чайной торговли заграницей остается за московским купцом Николаем Иосифовичем Корещенко. Впрочем, Николай Корещенко еще больше прославился за другое свое «пионерское» достижение, но это уже совсем другая история и мы обязательно расскажем ее Вам в одной из следующих публикаций…

Чай
114,7 тыс интересуются