Перелет.
Трансибирский перелет.
Вот опять посмотрел в Летную книжку. 1990 г. Истребительный полк ВВС аэродрома Вещево (под Выборгом) передали в ВМФ. Кто там, о чем думал? Но тем не менее. Они летали на МИГах, а теперь им надо было переучиваться на Су-17М3. Полный бред. Истребители и ИБА. Это даже разная психология. Одни охотятся за птицами, другие за кабанами. Но это 90-е. Дурдом. Ну так вот. Поступила команда нам перегнать в Вещево 7 самолётов Су-17М3 с ремзавода г. Новосибирска.
22 февраля. Утром с аэродрома Храброво в гермокабину Ан-12 набиваются 7 летчиков, техники, и куратор всего перелёта полковник Туз. Я забил себе место в кабине пилотов (между пилотами, над штурманом. Кто знает тот поймёт). Потом пожалел. Остался без сладкого. Что делать 5 часов полета? А ребята там расслаблялись. Ладно, долетели.
Прелюдия. При отлете из Калининграда температура была приблизительно 10 гр. плюс. Все ребята одели демисезонные куртки. А я (вот кто-то (бог) подтолкнул) одел нагольную (дубленку). Приземляемся в Новосибирске. Мороз -35. Вот я угадал. Ещё часа 2 утраивались в гостиницу. Обычная гостиница, для перелетных. Температура в комнатах +14. Спали, конечно, в чем были.
23 февраля. Праздник. Техники принесли спирт (у нас это называли шлема. Не знаю почему.) Отпраздновали.
24 февраля. Утром пошли на завод принимать самолеты. Нам сказали – пока не готовы. Ладно, будем ждать.
И вот так ждали мы до 1-го марта.
До этого, правда посетили местную баню, сходили во дворец спорта на «Шоу Стриптиз и бой без правил». Причем, народ на этом Шоу, орал – хватит драться, давай Стриптиз. Город Новосибирск оставил свои впечатления. Зато я купил там шикарные виниловые пластинки с хорошей музыкой.
1-е марта. Ну вот. Самолеты готовы. Облетали над точкой. Красота. До сих пор помню этот белый след от впереди летящего. Погода была супер.
5 марта. Полетели, почему-то именно 5-го марта. Летная книжка не врет. Но за день до этого совещание:
Ну что? Домой? Маршрут Новосибирск – Омск - Кустанай - Йошкар-Ола - Вещево.
Парни, скоро 8-е марта. Дома жены, дети. Сократим маршрут. Без Омска. Подвесные баки по 800 л.??? Посчитали. Сможем. Взлетели. Мы первые с п-пком Абакумовым, за нами ещё пара и тройка.
Конечно, мы морские летчики умеем летать без ориентиров. Но, что-то нам Метео напутало. Сильный встречный ветер. И эта бескрайная казахстанская степь. Даже море не такое бескрайнее, (по крайней мере Балтика). И дымка. И главное, вокруг ни одного маяка. И главное, летим, а зацепится не за что. А топливо на исходе. На нервах. А что делать. Лечу, «сосу крыло», успеваю переключать АРК. Поймал Кустанай. Слава богу. Сообщил ведущему. Все хорошо. Но топливо… Лампочка аварийного остатка «600». Тем не менее, вышли, заходим. Погода дрянь. Ведущий промахнулся, ушел на 2-й, я сел первым. Крайним сел Виктор Копылов. Зарулить на стоянку не смог. Остановился двигатель. Топливо кончилось. Время полета – 2 ч. 10 мин. Это у меня, а у Вити? Для Су-17М3 это???
Ну и вот, сидим мы в Кустанае. Их командир, конечно, нас поругал. Не далее как месяц назад до нас, пара Су-25 не долетела, остались в степи. Слава богу, живы.
Погода опять никакая. И вот Командование ВВС БФ приняло решение. Отвезти всех НАС домой к 8-му марта. Всё таки, порядочные у нас были в то время командиры (и генералы).
7 марта. Ан-12 - и домой…садимся в Чкаловске. Автобус… До дома. Жены, дети, поцелуи…
8 марта, Праздник отпраздновали И…
9 марта. Правда, вечером. Автобус, аэродром, самолет. Загрузились. Летим почему-то сначала в Ленинград. Ладно, у командования свои мысли. Ну а оттуда опять на Кустанай.
В этот раз втеснился в отсек гермокабины со всеми. Опять Кустанай. Знакомая гостиница. Сходили в город. Купил в их универмаге брюки, до сих пор в гараже ношу. Качество.
Долго ли мы там сидели. Летная книжка говорит, что дней 10.
Потому что 19 марта (согласно записи в летной книжке) нам дали разрешение на вылет. Сразу в Вещево. С промежуточной посадкой в славном городе с красивым названием Йошкар-Ола. До Славного города долетели без проблем. Сели. Нас отвезли в столовую. Вернулись. И вот тут возникла проблема. На аэродроме базировались истребители МИГ. И у них другая система заправки баков (быстрая, под давлением) и к нашим самолетам она не подходила. Но, слава богу, нашли нормальный заправщик. Начали заправляться. А так-как наш тех. состав ещё не прилетел, заправлялись сами. Я заправлял самолет своего ведущего, ведущий второй пары заправлял мой самолет меня и т.д. Я своего ведущего заправить успел. И тут дают команду на запуск. У диспетчеров там всё по времени. Я в кабину.
И вот. Никогда не забуду!!! Я запускаю двигатель, а ведущий 2-й пары, тогда, ешё майор, Сулим Супьянович Темирсултанов, сидит на крыле моего самолета и заправляет топливом мои крыльевые баки. Да… такие вещи не забываются.
Нормально долетели до Вещево. 5 минут до сумерек. Ведущий Абакумов «Ребята: ещё кружок над точкой». Сделали, сели в сумерках, подтвердили ночь. Сели. Помню… вылез.. все руки черные от резины (когда заправлял ведущего керосин, шланг… (кто знает, тот знает). Встретили нас прекрасно. Ужин. Баня. Без девочек, но с водочкой. А на следующий день. Ан-24, и домой, аэродром Чкаловск.