Все, кто хоть раз брался за изучение иностранного языка, знают как много зависит от преподавателя: его профессионализма и увлеченности. А что думают преподаватели о своей работе, почему одним заходят языки лучше, чем другим, есть ли “волшебные” авторские методики мы поговорили с Анастасией Ивановой, преподавателем английского языка, автором 7 учебников и экспертом по эффективному обучению.
⠀⠀⠀
Настя, поздравляю с попаданием в шорт-лист премией Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023. Очень круто, что твой проект по вовлечению людей в изучение английского так высоко оценено. Расскажи коротко о нем.
Спасибо! Да, я была очень рада, когда мои читательницы написали мне о том, что я в шорт-листе, а потом и о специальном призе премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023. Когда я делала презентацию своего проекта для номинации на премию, я рассказывала о том, что считаю самым важным в своей работе - важности life-long learning и edutainment в современной жизни. Я рассказала, как с помощью интересных историй о выдающихся женщин помогаю тысячам людей учить английский, находить новое удовольствие в процессе, и, конечно, достигать своих целей. Мой проект - это подкаст Use your girl power!, где мы со слушательницами разбираем интервью и речи выдающихся женщин на английском, обсуждаем принципы изучения языков и учебы вообще. Еще, это - книги серии Use your Girl power!, в которых читательницы могут прочитать истории женщин, а еще - послушать озвучку историй от носителей языка. На своем канале я часто публикую отрывки видео или книг в оригинале, и мои подписчики говорят, что благодаря таким небольшим отрывкам привыкают регулярно читать, смотреть и слушать на английском. Книга Use your Girl Power! вошла в топ-лист NON/FICTION, и для меня это - показатель того, что людям надоело учиться скучно. Сейчас в учебе они ищут вдохновения, эстетику, и, самое главное, истории. Я верю в изучение любого предмета через сторителлинг, наш мозг любит истории, активно реагирует на них, по крайней мере, активнее, чем на сухие формулы и таблички неправильных глаголов. Поэтому мне так важно показать и ученикам, и преподавателям, которые приходят ко мне на наставничество, как делать изучение языков интересным с помощью историй. И отдельно мне важно рассказывать истории именно женщин, я считаю, что мы по-прежнему знаем мало выдающихся женщин, а из-за этого складывается ощущение, что мир меняют мужчины. Это не так. Как только начинаешь интересовать любой темой немного глубже, везде встречаешь женские имена, просто о них не пишут и не говорят. Поэтому мне так приятно оказаться в шорт-листе премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023, среди вдохновляющих женщин, которые делают мир лучше и не боятся заявлять о себе и своих проектах.
Ты преподаешь уже 15 лет, много работаешь с преподавателями в качестве наставника. Расскажи, как меняются тенденции в преподавании и изучении английского языка.
Как я говорила, я четко вижу, что людям надоело учиться скучно. Преподаватели, с которыми я работаю в своей программе наставничества тоже это понимают, и мы отдельно обсуждаем то, как сделать учебу интересной. Например, одна из участниц программы провела вебинар про использование искусственного интеллекта в создании уроков, другая - о работе на вовлекающих красочных платформах. Современный взрослый человек, изучающий что-то регулярно, ждет от учебы чего-то более интересного, чем сканы учебника. Я думаю, на это влияет информационный перегруз - последние несколько лет, а особенно последний год, люди читают, слышат и смотрят очень много информации, и их продолжительность концентрации внимания из-за этого очень снижается. Так что преподаватель должен знать, как вовлечь ученика так, чтобы он не отвлекся и не ушел в свои мысли. Здесь необходимо упомянуть тенденцию microlearning - обучения небольшими “порциями”. если лет 5 назад можно было себе представить видеоурок продолжительностью 50-70 минут, сейчас так долго никто не хочется смотреть видео, люди хотят четко изложенной информации без воды и практики. И это еще одна тенденция, которая мне очевидна - я преподаю уже 15 лет, и в начале своей практики видела склонность учеников “разложить все по полочкам” - изучить все формы глагола, выписать все исключения в тетрадочку, прописать все возможные сочетания предлогов с глаголом. Сейчас люди хотят практики - они учатся, чтобы говорить на языке, коммуницировать, и, соответственно, ждут от учебы именно этого - разговорной практики.
Мне кажется, все эти тенденции - усталость от учебников, microlearning, клиповое мышление, практика вместо (или вместе) теории - взаимосвязаны и отлично знать о них, если вы хотите что-то учить. Помню, читала в одном исследовании, что люди, которые понимают, как работает учеба, учатся гораздо лучше, чем те, кто просто выполняет задание преподавателя, не задумываясь о принципах работы мозга, памяти, мотивации. Именно поэтому я сейчас активно пишу и рассказываю не только про английский, но и про тенденции в образовании вообще, о принципах учебы, о наших когнитивных способностях.
Время от времени мне гугл и ютуб любезно подкидывает рекламу о курсах английского языка, где рекламируется новый лучший авторский метод. Твой подход учить английский по книгам, песням, подкастам, статьям, фильмам и сериалам, мне нравится, очень нравится:) Расскажи, как ты к нему пришла. Как это работает?
Если посмотреть страничку моей книги Use your Girl Power! на маркетплейсах, тоже можно увидеть слова “авторская методика”, это издательство оформляло, и я все время подкалываю эту формулировку в своих публичных выступлениях. Я не верю ни в какие “авторские методики” - у нас есть достаточно научных данных о том, как работает мозг, как мы учимся, как запоминаем и забываем, как мотивируем себя, когда и почему прокрастинируем, так что все методики - это просто новые (или не очень) сочетания базовых принципов обучения и работы мозга - интереса, интервального повторения, правильной последовательности знакомства с новой информацией, работы с объемом этой информации и так далее.
И я пришла к своим книгам, курсам, подкасту, каналу после многолетнего изучения того, как работает мозг и учеба. А еще я получила сертификат коуча, потому что многие установки и блоки по поводу учебы сидят у человека довольно глубоко, и коучинговый процесс помогает избавиться от них, найти новые смыслы в учебе и поверить в свои силы.
Я поняла, что чтобы человек не бросил учебу, ему должно быть интересно. Когда есть эмоциональная связь с учебой - с книгой, учителем, коммьюнити - нам сложнее выйти из игры. И сейчас читательницы часто пишут мне “Ваша книга - единственная книга на английском, которую я дочитала до конца”. Просто потому что им было интересно прочитать и прослушать все 30 историй о выдающихся женщинах. Сейчас я готовлю еще и второй, и третий тома книги Use your Girl Power!, и там тоже будут истории как основной метод.
А, и еще напомню, пользуясь случаем - прежде чем изучать методики или что угодно вообще, поспите. Если у вас недосып, эмоциональное истощение, вы выгорели, никакая методика не сработает, мы не умеем учиться, не выспавшись. Ну, хотя бы немножко :)
Я люблю смотреть сериалы. И понимаю, как здорово было бы их смотреть на языке оригинала: это и кайф, и польза. Признаюсь, времени от времени я начинаю, но через полчаса бросаю. Наверное я что-то делаю не так. Как правильно смотреть сериалы? Поделись правилами и лайфхаками.
Да, я часто слышу этот вопрос, сейчас доступ к сериалам и фильмам в оригинале есть у всех желающих, это не наши школьные времена, когда английские слова прорывались сквозь громкий русский перевод на видеокассете. Повезло!
Но люди иногда думают, что смотреть или слушать в оригинале это когда ты просто переключаешь аудиодорожку и дальше слушаешь как ни в чем не бывало. На самом деле, учиться смотреть в оригинале - такой же процесс, как освоение любого другого навыка. Я специально стала проводить небольшие киномарафоны по мультикам, сериалам, фильмам в Телеграм, чтобы показать на практике, как перейти на английский при просмотре. И это всегда работа со скриптом - полным текстом серии - словами, отдельно с listening, всегда несколько недель, всегда с переслушиванием тех или иных отрывков, а желательно еще и с обсуждением просмотренного.
Недавно мы так посмотрели сериал Wednesday и за 8 эпизодов участницы киномарафона и Зум-групп научились лучше слышать и понимать английскую речь. Но мы для этого вместе работали со словами и словосочетаниями, с вопросами, с отрывками эпизодов. И с перфекционизмом - если смотреть ту же Wednesday с целью “Понять всё”, можно быстро отчаяться и бросить. Надо помнить о том, что любое освоение навыка - постепенное и не линейное. Но за несколько месяцев работы можно выйти на более уверенное понимание того, что говорят герои, а через несколько лет вы уже действительно будете переключать аудиодорожку, не задумываясь.
В науке о счастье, которую я изучаю, существует много исследований, свидетельствующих о том, что счастливые люди здоровее и дольше живут; успешнее в карьере и больше зарабатывают вне зависимости от уровня образования; чаще создают и сохраняют семьи; они более щедры и чаще помогают другим людям и т.д.
Мне удалось найти исследования про то, что счастливые люди быстрее и лучше осваивают языки. Это работает на практике? Если да, поделись своими соображениями или конкретными примерами.
Я думаю, что это напрямую связано с тем, о чем я говорила выше - с эмоциональным отношением к предмету. Когда изучаемый предмет - неважно, английский, маркетинг, кулинария - вам нравится, а лучше - вами любим, вы будете проводить больше времени с ним. Мы ведь всегда стараемся чаще делать то, что любим. Поэтому я думаю, счастливый изучающий что-то человек это такой человек, который просто искренне любит и интересуется тем, что изучает. Он делает это не из-под палки, не потому что “все побежали, и я побежал”, а из искренней любви. Ну а дальше мы возвращаемся к интервальному повторению, базовому принципу запоминания любой новой информации: если Катя любит английский и смотрит по чуть-чуть Wednesday каждый вечер, работая со словами, как мы с ней обсудили, она точно придет к более классному результату через месяц-два, чем Маша, которая английский терпеть не может и страдает все время, когда им занимается. Потому что раз она страдает - она будет его откладывать, и не будет каждый вечер делать что-то небольшое. Поэтому и результаты у нее будут не такие, как у Кати. Это все истории из жизни, имена изменила, конечно, все совпадения с реальными людьми случайны 🙂
А еще, счастливый человек не ругает себя. Я думаю, счастливый человек принимает - себя, мир, изучение чего бы то ни было. А когда ты принимаешь, тебе уже и мотивация не нужна. Часто бывает так - человек себя заставляет делать эту ненавистную домашку, а после того, как сделает, еще и ругает себя. Это адреналин, норадреналин, кортизол, что угодно, но не счастье. И с каждым разом ему все хуже и хуже от этой цепочки “потрудился - поругал себя - обесценил свою же собственную работу - потрудился - поругал себя”. Поэтому в итоге он бросает, и ставит себе галочку (точнее, КРЕСТ): “Языки (что угодно другое) - просто не мое, у меня нет склонности”.
Что я не спросила, но это важно?
Я думаю, важно поговорить про время - я начала с того, что верю в life-long learning, и это напрямую связано с продолжительностью жизни современного человека - мы стали жить дольше, и в процессе этой долгой жизни мы меняем работы, постоянно учимся чему-то новому, и растем. Важно понимать, что после университета учеба только начинается, просто теперь она без зачетки и экзаменов, но от этого не менее важна. Учиться всегда, всему, что интересно и полезно - отличный вклад в свое будущее.
Во что ты веришь, но не можешь доказать?
Я верю в то, что если бы женщины тратили больше времени на учебу и саморазвитие, а не домашние дела, они были бы счастливее, а мир был бы лучше. Верю в справедливое распределение домашних обязанностей и в то, что время - главный и невосполнимый ресурс, а во всех странах мира мы по-прежнему имеем статистику о том, что мужчины проводят меньше часов в неделю, занимаясь домашними делами, чем женщины. Что делают мужчины в эти часы? Конечно, учатся и растут.
Короткий блиц:
1. Что такое счастье в твоем понимании? Дай свое определение счастья.
Счастье это принятие. Когда принимаешь все, что с тобой происходит и получаешь удовольствие от любого процесса, которым занимаешься.
2. Что делает тебя счастливой в обычный день. Дайте список из 5 мелких радостей жизни или аптечки счастья:)
Прогулка на свежем воздухе, мои собаки и ребенок, горячий ароматный кофе, книги, отзывы моих учениц и участниц моей программы наставничества для преподавателей.
3. Какие твои эмоции дают тебе ощущение счастья?
Предвкушение, приятное удивление, расслабление и спокойствие.
4. Твой совет книги или фильма по теме счастья.
Я люблю старую-добрую Гретхен Рубин и ее “Проект счастье” уже много-много лет и периодически перечитываю. Гретхен решила сделать свою жизнь счастливее и записывала все, что происходило в ее жизни в течение года. Рекомендую.⠀⠀
Другие публикации на канале "Счастье на научном":
Как выбрать онлайн курс и потом закончить?