Найти в Дзене
Культурологический Ликбез

Читальный зал: что стоит прочесть у Кнута Гамсуна?

Оглавление

Нобелевский лауреат, модернист, консерватор, друг Геббельса, один из любимых писателей Горького и классик скандинавской литературы. Да, это всё один человек.

Привет! На связи с вами Культурологический Ликбез. Мы продолжаем нашу рубрику "Что стоит прочесть у..." и сегодня мой выбор пал на классика скандинавской литературы Кнута Педерсена, известного всему миру как Кнут Гамсун (1859-1952).

С Гамсуном у меня особые отношения (как и со всеми писателями из рубрики "Что стоит прочесть у..."). До недавней поры мной было прочитано всего несколько произведений Гамсуна из его богатой библиографии. Однако на вопрос: "кто мой любимый писатель?" я всегда вторым или третьим номером называл имя этого норвежского автора. Так получилось, что Гамсун обладает какой-то невероятно притягательностью, которая заставляет зацикливаться на его отдельных произведениях. Я перечитывал некоторые повести по десять раз и не мог никак насытиться. О причинах такой притягательности я выскажусь ниже, когда речь пойдёт о конкретных произведениях. А сейчас я понимаю, что когда закончу писать эти строки, пойду перечитывать моё избранное у Кнута Гамсуна опять...

-2

Занимательные фактики

Прежде чем перейти непосредственно к работам Гамсуна, я хотел бы отметить пару интересных фактов из его биографии, но тезисно. Чтобы понимать величие и низости в противоречиях этого скандинавского писателя.

Ранний период творчества Гамсуна прошло под настоящей эгидой революционного модернизма. Гамсун бросал вызов не только консервативной повседневности, но и всему датскому влиянию на норвежскую культуру. Норвегия только-только начала своё независимое становление, но датский язык ещё сохранял большое влияние. Кнут Гамсун поддержал его, создавая гениальные вещи на родном, норвежском языке.

Однако поздний период творчества ознаменовал отход Гамсуна от модернизма. Он принял более традиционный взгляд не только на литературу, но и стал консерватором в жизни. Для понимания этой разницы в творчестве Гамсуна: сравните Голод (1890) и Трилогию об Августе. (1927-1933).

  • Гамсун активно поддерживал нацистов, которые пришли к власти в Германии, а затем оккупировали Норвегию. Дружил с Геббельсом. Его сын Арильд служил военным корреспондентом в полку СС "Курт Эгельс". После самоубийства Гитлера написал некролог, назвав нацистского лидера "борцом за права народов". (Автор этого канала осуждает нацизм и фашизм в любых формах и проявлениях)
  • Гамсун был одним из популярнейших писателей в последние годы Российской Империи и в Советском Союзе. Его переводил на русский язык М. Волошин, А. Блок, А. Куприн и К. Бальмонт. Сам Гамсун активно переписывался с М. Горьким, а постановки своих пьес в СССР считал самыми удачными и близкими к изначальным задумкам. Однако когда фашисты пришли к власти и Гамсун их поддержал, советское правительство и пресса осудила норвежского писателя задолго до того, как это сделал норвежский суд. После войны союзники решали судьбу коллаборантов и в том числе Кнута Гамсуна. Западные союзники настаивали на осуждение почти 90-летнего старика, но за него заступился В. Молотов: "пускай автор Пана и Виктории умрёт своей смертью."
  • Отдал свою Нобелевскую награду Национал-социалистической немецкой рабочей партии — партии Гитлера.
  • В современной Норвегии баталии вокруг имени Гамсуна идут примерно на том же уровне, что у нас насчёт Солженицына.
Гамсун в Германии
Гамсун в Германии

В этот раз получилось такое долгое вступление, ибо мне немного хотелось рассказать о противоречивой личности Гамсуна. Так получилось, что один из важнейших авторов XX века оказался пособником нацистов. (Автор этого канала осуждает нацизм и фашизм в любых формах и проявлениях). С этим поконченно и моя совесть чиста, и теперь переходим непосредственно к тому, зачем мы здесь собрались. А что стоит прочесть у Кнута Гамсуна?

Раннее творчество Кнута Гамсуна

Раннее творчество можно охарактеризовать как типичное модернистское творчество рубежа XIX и XX вв., но со скандинавским характером. Только Гамсун опередил своё время лет на двадцать.

-4

Голод (Sult), 1890

По мнению многих исследователей, именно Голод является первым модернистским европейским романом. Удивительное по силе произведение, почти исследование человека в условиях голода. История рассказывает о нищем молодом человеке, который зарабатывает сложными статьями для газеты. Эта писанина едва пользуется спросом. Из-за этого молодой человек постоянно голодает, а менять свои принципы и писать что-то лёгкое для публики он не может. Но в первую очередь роман интересен как психологическое наблюдение за потерей человеком адекватности в условиях голода. Это произведение Гамсун написал на собственном опыте и даже отказывал Голоду в звании романа, называя статьёй без выдумки. Всем, кто желает окунуться в человеческую бездну — рекомендую.

-5

Пан (Pan), 1894

Пан характерный пример импрессионизма в литературе, когда стиль и чувства видны на всех уровнях литературного текста, включая даже простые ремарки. В таком стиле писал Оскар Уайлд, Томас Манн, Стефан Цвейг и другие.

Сюжет произведения рассказывает о побеге от цивилизации в природу. Лейтенант Глан живёт в лесу, охотится и избегает людей. Однако вскоре он встречает девушку, отношения с которой начинают толкать его на безумные поступки. По сути интерес Пана в том, что здесь мы видим одновременно Робинзона Круза и Маугли наоборот. Глан пытается убежать добровольно от цивилизации, но она его всё равно настигает. Начавшись как гимн гармонии природы, роман кончается довольно трагичными событиями.

А. Куприн отметил, что помимо действующих персонажей-людей, в романе есть ещё и незримый персонаж — сама природа.

-6

Виктория (Victoria) 1898

А это уже социальный роман, который очень любили издавать в Советском Союзе. Старинный, как мир сюжет о неравной любви, Гамсун оборачивает в демонстрацию проблем социальной иерархии современной ему Норвегии. Удивительно, но и богатые, и бедные здесь показаны несчастными и слишком зависимыми не только от обстоятельств, но и от самой общественной системы. Гамсун очень любил этот роман и даже свою дочь назвал в честь героини — Виктории.

Зрелый период творчества Кнута Гамсуна

Этот период творчества в меньшей степени новатарский и революционный в форме, стиле и темах, каким был ранний Гамсун. Теперь он уже, как состоявшийся мудрец предпочитает созерцать, а не менять, думать, а не призывать. И это находит отражения в его прекрасных повестях и романах.

-7

Под осенней звездой (Under Høststjærnen. En Vandrers Fortælling), 1906

Удивительно, но книга, которую я перечитывал больше всего раз из всех книг, читанных мной — это Под осенней звездой. Она так сильно въелась в меня своей атмософерой осенней Норвегии, свободной и тяжёлой жизни странствующего батрака и каким-то нордическим духом персонажей. Поэтому начиная с двадцати лет и до сих пор, я перечитываю её по несколько раз в году.

Это очень созерцательная и размеренная повесть, рассказывающая о странствующем батраке. Очень красиво описана суровая норвежская природа. В этой повести мало чего происходит, да и особо не нужно, чтобы происходила. Когда ты читаешь все эти описания мест и людей и при этом можешь спокойно думать о своём. Мне это напоминает неспешную прогулку по парку. Кстати, главного героя зовут Кнут Педерсен — настоящее имя Кнута Гамсуна.

Под осенней звездой — это первое произведение трилогии. Двое других: Странник играет под сурдинку и Последняя радость продолжают этот размеренный элегический темп об уходящем времени, молодости и попытках спрятаться от гремящей цивилизации в природе.

-8

Плоды земли (Markens Grøde), 1917

Я никак не могу обойти мимо нобелевский роман Кнута Гамсуна. Здесь норвежский автор окончательно рвёт с модернизмом и переходит к жанру реализма. При этом он заимствует приём жанра потока сознания (Фолкнер, Вульф, Джойс), но делает это аккуратно, вписывая в реализм.

Плоды земли и в идейном смысле стали консервативными — Гамсун демонстрирует окончательное своё преизрение к цивилизации и ищет спасение на фоне войн и социальных катастроф в сельской патриархальной жизни. Здесь автор выводит образ идеального человека: негативное отношение к индустриальному обществу, постоянный тяжёлый труд, единение и понимание природы.

Этот роман своего рода вершина творчества Гамсуна, повторение и закрепление былых тем. Созерцание и единение с природой здесь смешано с противодействием цивилизации и поиском себя. Отдельный интерес вызывает то, как Гамсун изобразил взаимосвязь природы и персонажей (Исак, Ингер, Аксель). Здесь природа выступает, как ещё одно действующее лицо.

Поздний период

Поздний период — это больше про воспоминания и былые годы. Главное произведение этого времени Трилогия об Августе полностью состоит из этого мотива.

Трилогия об Августе: Бродяги (Landstrykere), 1927; Август (August), 1930; А жизнь идёт (Men Livet lever), 1933

Ещё эта трилогия известна под названием Путники. И опять мы имеем дело со скитальцами в поисках работы, но события уже происходят целую жизнь назад — в середине XIX века. Гамсун, продолжая тематику противостояния традиционного аграрного производства и индустриального, решает обратиться к самим истокам и показать то, как это происходило в Норвегии глазами очередных бродяг, ищущих работу на фермах. Но, помимо этого, стареет и увядает не только традиция, но и главный герой романа — Август. И если по началу его опыт и советы ещё нужны, то постепенно и он начинает чувствовать свою ненужность перед лицом приходящих машин.

-9

По заросшим тропам (På Gjengrodde Stier), 1948

Последний роман Кнута Гамсуна, написанный им в возрасте 90 лет. Основной целью произведения была попытка собственной апологии (защиты) и доказать, что Гамсун ещё здраво мыслит в свои года. По заросшим тропам сам автор рассказывает о последних годах, включая те причины, по которым он поддержал нацистов, о своих чувствах и мыслях. Норвежская ассоциация литераторов даже дала статус книге не романа, а научно-популярного издания.

«День святого Иоанна, 1948 год. Сегодня Верховный суд вынес свой вердикт, и я заканчиваю писать». — так заканчивается По заросшим тропам и так заканчивается творчество Кнута Гамсуна.

А что ещё?

Кнут Гамсун — очень плодовитый писатель, и, естественно, не всё я сегодня упомянул в статье. Признаюсь честно, что я и не всё читал по простой причине: отсутствие перевода или возможности достать книгу. А потому порекомендую ещё парочку произведений из тех, которые читал и для тех, кому вечно мало.

Мистерии, 1892

Дилогия Бенони и Роза, 1908

Круг замкнулся, 1936

Посты из серии "Что прочесть у..?

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.