Найти тему
Культурологический Ликбез

Читальный зал: что стоит прочесть у Курта Воннегута?

Оглавление

Список произведений обязательных к прочтению одного из главных писателей постмодернистов XX века.

Привет! На связи с вами Культурологический Ликбез. Сегодня мы говорим о замечательном американском писателе Курте Воннегуте. Вернее сказать так: если вам по душе постмодернизм, деконструкция литературного текста и другие вещи, характерные для постмодернистской словесности, то Воннегут станет (или уже стал) аутентичным писателем. А вот если вам больше по душе классическая структура, любите большие тяжеловесные романы, то Воннегут может оказаться не вашим героем. Впрочем, я ничего не утверждаю. Опыт показывает, что имея определённый вкус в литературе, внезапно начинают нравятся совершенно другие вещи, чуть ли не противоположные. Таково величие художественного текста.

"Все пишут плохие книги. Почему мне нельзя?" — эту цитату Воннегута мне хотелось бы взять эпиграфом к сегодняшней статье. Конечно, дело не в том, что Воннегут писал сознательно писал плохие вещи. Дело в том, что постмодернистская парадигма совсем по-другому смотрит на взаимоотношение писатель-читатель-произведение. Если модерн подразумевал монструозного, всезнающего и авторитарного автора, создающий великий нарратив, то постмодерн свергает автора до уровня читателя делая их равными, либо вообще отдавая приоритет читателю. Не важно, что говорит автор, важно, что прочтёт читатель. Частично об этом подходе я писал в материале о концепции Ролана Барта "Смерть автора".

Ликбез: Смерть Автора
Культурологический Ликбез11 марта 2022

Но вернёмся к Воннегуту. Если кратко его характеризовать — то это своеобразный Марк Твен XX века. Через иронию, сатиру и используя жанр научной фантастики, Воннегут ставит множество проблем, возникшие в современности. В первую очередь, его волновала этика науки и имеет ли учёный право игнорировать моральные и гуманитарные ценности. В духе своего времени Воннегут крушит насмешкой весь великий пафос и идеи, напоминая о том, что жизнь очень зыбкая, а потому в этой консистенции способной утонуть всё, что угодно.

Даже внешне Воннегут чем-то похож на Твена...
Даже внешне Воннегут чем-то похож на Твена...

В этот раз я не буду предлагать особенных схем прочтения этого автора. Можно читать в хронологическом порядке с первого романа — "Механическое пианино". Или начать с самых выдающихся произведений: "Колыбель для Кошки" и "Бойня №5", а потом добить остальными романами. Единственное, мне не очень нравится эссеистика Воннегута — романы у него глубже и интереснее. Но вы можете попробовать. Например, сборник "Вербное Воскресенье" или Вампитеры, Фома и гранфаллоны.

Другое название "Механического пианино было "Утопия 14". Это сделало издательство для привлечения фанатов научной фантастики.
Другое название "Механического пианино было "Утопия 14". Это сделало издательство для привлечения фанатов научной фантастики.

Роман "Механическое пианино" (Player Piano), 1952

Первый роман Воннегута. Автор сразу же принимается за довольно популярный жанра антиутопии ("1984", "Мы", "О дивный новый мир" и др.). Механическое пианино написано в стиле социальной фантастики и повествует о будущем, когда весь человеческий труд был заменён на автоматическую работу. В связи с этим появились тяжёлые противоречия в марксистском духе между новым классом инженеров-технократов и оставшимся без работы пролетариатом. Воннегут ставить вопрос, который впоследствии будет развивать в других своих произведениях: насколько благостен прогресс и техническое развитие?

-4

Само название "Механическое пианино" отсылает нас к знаменитому изобретению начала XX века, которое представляло собой автоматическое пианино с барабаном, игравшее музыку без пианиста. В понимании Воннегута антиутопичное будущее как раз и будет таким обществом механического пианино, где сначала труд будет обходится без человека, а потом и сама жизнь прекрасно справится без него. Мотивы "Механического пианино" отлично считываются в современной фантастике, повествующей про восстание роботов или о будущим, где сохраняется только искусственный интеллект без органических форм жизни.

-5

Роман "Сирены Титана" (The Sirens of Titan), 1959

В этом романе Воннегут устанавливает свой фирменный стиль, переполненный иронией и рванным повествованием, показывающее события с разных точек зрения.

В основе "Сирен Титана" лежат размышления Воннегута о смысле жизни и общем свойстве человеческой природы. В лучших традициях постмодернизма, автор так и не находит его, утверждая, что человеческое существование — это набор ежесекундных желаний и мечтаний, которые просто не способны выстроится во что-то одно и грандиозное. Все пользуются всеми, а порой эти самые желания вовсе не наши, а навязанные на уровне подсознания кем-то другим.

Такое довольно абстрактное описание Воннегут определяет в достаточно точный формулы и сюжет, который, правда, иногда граничит с абсурдом. В центре повествования история Константа, который жаждет создать на Марсе армию для вторжения на Землю. И именно через эту немного бредовую идею автор показывает общее свойство человеческих мечтаний. Но самое страшное, когда эти мечты воплощаются в реальность...

-6

Роман "Колыбель для кошки" (Cat's Cradle), 1963

Один из лучших романов Воннегута по моему скромному мнению. Он немного нехарактерен типичном воннегутовскому повествованию, но это даже делает его лучше.

В центре истории особое вещество "лёд-9", которое способно превратить любую жидкость в лёд одним прикосновением. Однако если это вещество попадёт в Мировой Океан, то всё на земле, имеющее воду застынет. Через этот нарратив Воннегут развивает центральную тему своего творчества — ответственность учёных за их собственные изобретения и так ли хорош прогресс.

Кстати, в своё время Воннегут не смог защитить магистерскую диссертацию по антропологии, но после выхода романа это произведение зачли и всё-таки американский автор получил свою степень, но уже за художественный роман.

-7

Роман "Бойня №5" (Slaughterhouse-Five), 1969

По версии журнала Time этот роман входит в топ-100 англоязычных романов XX века. И, действительно, это очень хорошая, многогранная книга, затрагивающая и развивающая как предыдущие идеи автора, так и добавляющие новые мотивы. Одним из таких мотивов стало сомнения в англосаксонском тезисе Твоё государство всегда право. Воннегут повествует об автобиографических моментах своей жизни, а, в частности, будучи военнопленным во время Второй мировой войны, он стал свидетелем отвратительной бомбардировки авиацией США и Англии города Дрезден, в котором не было ни одного солдата, ни одного военного объекта. Они просто стёрли с лица земли один из старейших городов Германии. Больше эффект имел тот факт, что, выжив после бомбардировки, продолжая находится в плену, Воннегуту пришлось разбирать обломки и вытаскивать трупы из завалов, которых насчитывалось больше тысячи. Самое интересное, как изображена (а точнее, не изображена) бомбардировка Дрездена. Она остаётся, своего рода, чёрным пробелом. О ней постоянно упоминают персонажи, рассказывают о её последствиях и предыстории, но сама бомбардировка не изображена. С бомбардировкой Дрездена важен и другой биографический факт Воннегута: он был потомком американцев немецкого происхождения — его прадед мигрировал в Германию в поисках лучшей жизни.

Другая интересная проблема этого романа заключена в восприятие времени. По сюжету главный герой знакомится с таинственной расой инопланетян, которые совсем по-другому видят время. Они видят все измерения одновременно и знают с чего всё началось и как им суждено умереть. Этому они учат главного героя и рванное повествование романа показывает это необычное понимание времени и пространства — герой одновременно видит своё рождение, свою жизнь и свою смерть.

-8

"Завтрак для чемпионов" (Breakfast of Champions), 1973

Воннегут назвал эту книгу авторским подарком себе самому к пятидесятилетнему юбилею. Этот роман, в первую очередь, интересен с точки зрения взаимодействия автора и его персонажа. Воннегут с ног на голову переворачивает и иронизирует над типичной классической литературой, где чаще всего главные герои являются либо носителями авторских идей, либо просто носителями каких-то мыслей, с которыми творец спорит, взаимодействует, опять же, через своих персонажей. Воннегут идёт по новому пути. Он просто добавляет себя, своё alter ego, и показывает, как пагубное влияние этого персонажа сводит с ума главного героя. При этом "настоящий" Воннегут как авторское слова, регулярно вторгается в повествование текста, спорит с героями и комментирует происходящее. Квинтэссенция постмодернистского романа.

Граффити в родном городе Воннегута — Индианаполисе
Граффити в родном городе Воннегута — Индианаполисе

Для тех, кому мало

Я выделил основные вехи в виде романов Воннегута, которые не похожи друг на друга и затрагивают различные спектр проблем. Однако, как и любой автор, который успел написать значительное количество произведений, есть вещи которые удались в меньшей степени по разным причинам: будь то самоповторы, отсутствие вдохновения и т.д. При этом эти вещи тоже можно спокойно читать и получать от них удовольствие. Просто в это мгновения вмешался мой субъективный фактор, а потому эти книги понравились мне в меньшей степени, но я их всё равно могу рекомендовать.

  • Повесть "Прощай одиночество"
  • Роман "Синяя Борода"
  • Роман "Мать тьма"
  • Сборник рассказов "Табакерка из Багомбо"

С этими вещами я уже предлагаю ознакомиться самостоятельно, но строго после прочтения основных произведений, о которых я писал в статье выше.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

А как вы относитесь к творчеству Воннегута? Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать. C вами был Культурологический Ликбез, спасибо за прочтение!

Посты из серии "Что прочесть у..?

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.

#литература #америка #воннегут #постмодернизм #образование #ликбез #искусство #книги #культура #XX век