Перечислю умения, которые мы уже отрабатывали с детьми. Они должны послужить основой для нового витка речевых обобщений. Мы же не любим останавливаться и знаем, что малейшие успехи в освоении речевых навыков - это повод подумать о новых играх.
Речевые навыки, которые уже начали отрабатывать:
- пары предметов с союзом "И"
- пары прилагательных с союзом "И"
- навык работы с прилагательными цвета
- навык работы с прилагательными размера
- знакомство с прилагательными твёрдый-мягкий
- знакомство хотя бы с двумя адаптированными сказками, навык сопереживания героям.
Первая игра. Добрый-злой
Появился повод, а главное база для знакомства с прилагательными добрый-злой. В глубинный смысл не забираемся. Сначала соотносим эти слова с конкретными сказочными персонажами: волком и зайчиком.
Злой волк хочет съесть птичек. Добрый зайчик прячет их от него. Закрывает птичек окошками в форме геометрических фигур. Здесь же включается и работа со словами "да-нет". Если зайчик берёт неправильную фигуру, волк может увидеть птичку.
Активно отрабатываем диалог на том уровне, который доступен ребёнку. Самый короткий: "Правильно - нет. Правильно -да."
И максимально возможный:
- Правильно?
- Нет, убери круг.
- Что дать?
- Дай квадрат.
И новый вопрос от взрослого!
- Что будет, если зайчик не закроет птичку?
- Волк съест птичку.
Прошедшее время глагола "съесть" нам уже встречалось в сказке "Волк и семеро козлят". Помните, волк съел козлёнка. Теперь появилось будущее время глагола.
Вторая игра. Добрые-злые
Отслеживать два существительных и два прилагательных в единой комбинации ребёнку к этому этапу привычно. Пора объединить три существительных общим прилагательным.
Подбираем два набора игрушек. В разряд добрых попадают игрушки с дружелюбными лицами или мордочками. К злым можно отнести привычных опасных персонажей сказок. На фото девочка, лошадка и зайчик добрые. Бык, волк и рысь злые.
Около ребёнка кладем табличку "добрые" и просим его позвать игрушки. Зовёт так, как может. Одним звуком, слогом. Можно подобрать зверей на те звуки, которые легче всего получаются у ребёнка. Он произносит с нашей помощью все три слова, выделяя протяжным произнесением союз "И". Ведущий спрашивает: "Где добрые?" Ребёнок показывает ручкой на табличку и отвечает: "Тут добрые." Все игрушки переходят на сторону ребёнка. Так же со злыми зверями. Если они не нравятся малышу, пусть они останутся у ведущего.
Так же учим ребёнка комбинировать предметы, игрушки или картинки одинаковые по цвету, размеру и по твёрдости-мягкости. Например: огурец, арбуз и салат зелёные.
Третья игра "Скажи быстрее меня"
Она направлена на ускорение речевой реакции ребёнка. На данном этапе речевой ответ отставленный по времени. Произвольное припоминание не развито вообще! Но оно тренируется. Так как словосочетания повторяются, на третий-четвертый раз у ребёнка появляется возможность ответить достаточно быстро. Потом этот навык переносится на другие ситуации. Их нужно искусственно организовывать, чтобы ответы были очевидны для ребёнка. Это не так уж трудно, т.к. в нашей бытовой жизни многое завязано на режим. Выполняя ежедневные рутинные действия, мы сопровождаем их практически одними и теми же словами. Приём быстрого повторения за взрослым направлен и на преодоление речевого негативизма, который часто сопутствует серьёзным нарушениям речи.
На общем поле несколько картинок (у меня четыре) максимально понятных и ярких. На маленьких карточках такие же рисунки. Желательно три-четыре. Ведущий называет рисунок на общем поле, например, "красная рыбка". А теперь ускоряемся! Начинаем одну за другой класть рыбок в стопку на общее поле. При этом сам ведущий четыре раза повторяет "красная рыбка". Стимулирует ребёнка на повторение. Хоть одним-двумя слогами. И так со всеми картинками.
Если успел сказать, пока ведущий не положил карточку на поле, можно угостить малыша чем-то вкусненьким. Не успел, угощение не получает. Можно использовать наклейки, можно хлопать в ладоши. Мотивация любая, работающая на вашего ребенка. Игрушки вместо картинок лучше не использовать, т.к. тут максимальная настройка на речь, слишком много эмоций могут помешать "выскакивать" словам.
Инструкция для ребёнка: повторить два слова как можно быстрее, пока вы медленно кладёте карточку на место. Мы обставляем игру как весёлое соревнование и вкусненькое съедает тот, кто смог словосочетание сказать быстро. Поощряем любую попытку ребёнка произнести слова. Как только он выдаёт звук, мы замолкаем и говорим: "Ты первый сказал!!"
Практические советы по выполнению тренинга "Скажи быстрее меня" тоже есть на канале. Хорошо работают игры с числами. Им отведен отдельный пост.
Игры рассчитаны на детей, чей уровень владения речью соответствует 2-3 этапам работы с алалией. Они предлагаются ребёнку в неизменном виде 3-4 раза. Если появились хотя бы приблизительные речевые реакции, меняем игровой материал или трансформируем игры. И двигаемся дальше!