ТУ-95МС- Советский стратегический бомбардировщик-ракетоносец. По классификации НАТО его называют «Медведь», как говорят из -за рева его двигателей. Самолет является единственным в мире самолётом такого класса, который оснащен турбовинтовыми двигателями. Самолет начал поступать на вооружение в 1956 году. Всего было произведено 212 машин. В настоящее время на службе в ВКС РФ имеется 60 таких самолетов. Вообще всего самолетов выпущенных на его базе примерно 500 штук, за очень длительный срок эксплуатации на его базе были созданы Ту-114, Ту- 142, Ту-116, Ту-119.
Основные ТТХ:
- Экипаж – 7 чел.
- Длина – 49,09 м.
- Размах крыла – 50,04 м.
- Масс пустого самолета – до 98,5 т.
- Максимальная взлетная масса – 185 т.
- Масс топлива – 87 т.
- Двигатели – НК-12МП 4 штуки по 15000 л.с. каждый.
- Максимальная скорость – 830 км/ч.
- Крейсерская скорость до 700 км/ч.
- Практическая дальность ( без дозаправки) – 13 200 км.
- Практический потолок – 10 500 м.
Конструкция самолета.
Необходимость в средствах доставки ядерного оружия появилась вместе с появлением самого ядерного оружия. Сразу после войны СССР имен на вооружении толк самолет Ту-4, это скопированный практически полностью американский бомбардировщик. Но в 50-х годах уже всем было понятно что поршневая авиация уже не имеет перспектив. Хорошим стимулом к созданию Ту-95 был американский самолет Б-36 который стал самым большим поршневым самолетом в истории авиации.
Самолет был создан по нормальной аэродинамической схеме. Стреловидность крыла 33-35 градусов. Самолет 4- моторный. Двигатели расположены в специальных удлинённых мотогандоллах. За счет большой длины капотов удалось снизить воздействие возмущенных воздушных потоков на крыло и использовать гондолы как средство борьбы с флаттером.
В каждом крыле самолета располагается 33 топливных бака. Всего на самолете 71 топливный бак. Вместе они образуют 4 независимых топливных системы , для каждого двигателя свою.
На самолет установлено 4 двигателя, НК-12МП, это газовые турбины мощностью по 15 000 л.с каждая, которые через специальные редукторы вращают по два соосных винта. Диаметр винтов самолета 5.6 метра и вращаются со скоростью 736 об/мин. Всего винтов 8 штук. На самолете установленный уникальные двигатели, их КПД 38% что для авиационной ГТУ очень достойный результат, помоему этот рекорд до сих пор не побит. Двигатели самолетов очень шумные, их шум может даже уловить гидроакустика подводной лодки, в случае если самолет летит над морем.
Благодаря экономичным двигателям Ту-95МС установил мировой рекорд, пролетев более 30 тыс/ км, без посадок. Самолет полностью дозаправляли в воздухе 4 раза.
Вооружение.
Все самолеты данным давно переделаны в ракетоносцы, на этой модификации самолета отсутствует прицельное оборудование для применения свободно падающих бомб. Его старшие братья были бомбардировщиками и могли нести ядерные бомбы, весом до 9 тонн. Даже Легендарную 50 мегатонную «кузькину мать» нес на новую землю именно такой самолет.
Ту -95МС имеют на борту кормовую пушку ГШ-23 и могут применять несколько типов крылатых ракет:
- Крылатая ракета Х-55 – дальность ее полета 2500 км. Боевая часть ядерная, до 500 килотонн. Скорость полета 720—830 км/ч.
- Крылатая ракета Х-55СМ – вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. На вооружение принята в 1987 году
- Крылатая ракета Х-555 - глубокая модификация ракеты Х-55 с улучшенной системой управления, в которой помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается кассетной боевой частью, либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. С конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
- Х- 101 – крылатая ракета стратегической дальности, до 5500 км ч. Может быть как с простой БЧ так и с ядерной.
Все ракеты кроме х-101 могут располагаться во внутреннем отсеке, на барабане, всего 6 ракет. Кроме того все ракеты могут быть установлены на внешних подвесах. Самолет может взять 8 ракет Х-101 на внешней подвеске. Возможна установка до 10 ракет типа Х-55 на внешних подвесах.
Самолет имеет одну из самых продолжительных карьер в истории авиации, он уже в строю 66 лет. Как говорят разработчики из КБ Туполева, ресурс самолетов будет полностью исчерпан только к 2040 году. Тогда уже скорее всего родится так называемый ПАК ДА, который сейчас активно разрабатывают. Единственный ближайший аналог это Б-52, который примерно такого же возраста. Ресурс их тоже продлевается, так как замены им в обозримом будущем просто нет. В отличие от Ту-95МС, американский самолет больше бомбардировщик, и номенклатура боеприпасов в него внушительная. Крылатые ракеты он применять может, но только типа AGM-86B которая уже довольно старая. Но это уже другая история.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.