Найти в Дзене
Заметки Художника

Художница Андреа Коуч: сказки среди повседневности

Андреа Коуч, "Вечеринка". холст, акрил
Андреа Коуч, "Вечеринка". холст, акрил

Всякому, кто увидит работы художницы Андреа Коуч, без всяких комментариев ясно, что «с детства она любила сказки, запутанные волшебные истории». Зазеркалье и Страна Оз выглядывают из каждой её композиции так же, как природа и быт американской глубинки. Не совсем современной глубинки, и не такой, какова она на самом деле, а такой, как её любят представлять в фантазиях и изображать в книгах и фильмах: с просторными полями и затерянными среди них фермами, где очень привольно и уютно, и в то же время могут происходить странные и необъяснимые события. Этот образ ведет своё начало ещё от Вашингтона Ирвинга с его «Легендой о сонной лощине» и от рассказов Эдгара По.

Она родилась в Детройте, штат Мичиган, в 1986 году, училась в Колледже творческих исследований по стипендии Уолтера Форда и окончила его с отличием со степенью бакалавра в 2009 году, получив при этом сразу две специальности: иллюстратора и преподавателя изобразительного искусства.

Еще в самом начале своего творческого пути она получила целый ряд наград: семь региональных наград "Золотой ключ" и две национальных золотых медали престижной Студенческой Премии в области Литературы и Искусства. В результате её пригласили выставлять свои работы в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне и в галерее Дианы фон Фюрстенберг в Нью-Йорке. К 2005 году она была удостоена национальной премии "Искусство" от Национального фонда содействия развитию искусств, награды, которая ставит получателей в топ-2% американских талантов.

С тех пор Коуч получила множество других наград на различных выставках регионального, национального и международного масштаба, а также участвовала в нескольких персональных и групповых выставках в музеях и галереях, в том числе в нью-йоркской галерее RJD, Музее искусств Маскегона, где дебютировала ее персональная ретроспектива Dream Fields.

В 2013 году Музей современного искусства Джексонвилла, Художественный музей Гранд-Рапидс, ярмарка Art Basel Miami, Лос-Анджелесская художественная выставка, а также издания ArtHamptons и SCOPE NYC назвали Коуч одним из 100 лучших начинающих художников в мире.

Коуч живет и работает в Мичигане, где она рисует полный рабочий день и работает адъюнкт-профессором в Колледже творческих исследований. Эксклюзивное право представлять работы художницы принадлежит галерее RJD в Нью-Йорке.

Каких только эпитетов не применяют к творчеству этой художницы, и с кем её только «духовно» не связывают! Кто-то называет её стиль «новой американской готикой» (никакого направления «американская готика», вообще-то, не существует, это название одной-единственной картины Гранта Вуда), кто-то причисляет её картины к метамодернизму, сюрреализму или феминистскому искусству. Кто-то видит в них ужасы в духе Хичкока, а кто-то развитие темы Иствикских ведьм... Пожалуй, больше всего оснований у сравнений стилистики и тематики её работ с наследием Эдварда Хоппера и, разумеется, великого Эндрю Уайета. Хотя я мог бы назвать ещё нескольких мастеров, в частности, старших современников художницы Бо Бартлета и Скотта Хесса.

Коуч не продумывает до конца всех деталей своих картин, многое появляется спонтанно в процессе работы. Андреа использует преимущественно акриловые краски, все приведенные здесь работы выполнены акрилом на холсте. Легко видеть, что круг тем был очерчен художницей ещё в самом начале творческого пути, и развитие шло в основном по пути совершенствования композиционных построений, которые становились всё более сложными и разнообразными, и оттачивания техники – всё более тонкой и филигранной.

При этом символизма и драматизма в сюжетах становилось всё меньше, зато проявлялось всё больше фантазии и появлялось множество интересных деталей.

Что касается Хичкока, мистики и ужасов, то всего этого в картинах Коуч вообще не так уж много. И птицы у неё не только зловещие, но и забавные. А кроме того, масса других существ – домашних и диких. Бабочки, мухи, жуки, лягушки, кролики, козы, не говоря уже о собаках и кошках. Все они играют немалую роль в картинах художницы, и изображаются не менее подробно и выразительно, чем люди.

Конечно, люди, точнее, в большинстве случаев, девушки – главные герои. И всё же, сказать, что живопись Андреа Коуч – фигуративная живопись, наверно, было бы большим упрощением. Скорее, это создание миров, где каждый элемент по-своему важен.

Эти миры очень похожи на наш, в них присутствуют те же предметы, те же действия, но «легкий налёт безумия» превращает самые обычные, заурядные явления в некое подобие таинств. Таинство – это то слово, которое очень хорошо подходит к сюжетам Андреа Коуч. И потому, что изображенные ею домашние заботы и развлечения имеют явно ощутимый привкус ритуала. И потому, что в слове «таинство» есть доля тайны. Таинственность, необъяснимость – это то, что делает работы художницы такими притягательными. Таинственное всегда очаровывает нас, оно противостоит обыденности, рутине.

Что может быть проще, чем прогулка на природе, встреча за чашкой чая, приготовление обеда, забота о домашних питомцах? Но небольшие добавления к сюжету, а главное, удивительная атмосфера делают эти сценки загадочными, мечтательными, а порой и пугающими.

При этом никакого сюрреализма в работах Андреа я не нахожу. Сюрреализм – это нарушение привычных связей, сочетание несочетаемого. У Коуч, напротив, всё взаимосвязано. Да, происходит что-то странное. Но это – сказка, фантазия, чудо, а не сюр. Внутри чуда, которое подаётся, кстати, вполне обыденно, есть своя логика.

Мир Коуч – это очень уютный мир, со старой, наверняка, скрипучей мебелью, колыханием занавесок в широко открытых окнах, стаями птиц над опустевшими осенними полями, запахом домашних пирогов с яблоками и ягодами из собственного сада…

И это достаточно спокойный мир. Художница сознательно использует слегка приглушенную палитру красок, компенсируя это очень детальной проработкой формы предметов, их текстур и узоров, покрывающих поверхность. Очень «подробный» мир, где четко видна каждая травинка, каждая мелочь. Кажется, там всегда чуть облачно, а основное время года – осень. Порой дело происходит в сумерках, иногда над полями стелется туман. Ветви деревьев, свободные от листвы, и затерянные среди полей и лощин деревянные постройки, в которых так и хочется увидеть классические «дома с призраками».

Но призраков нет. Зато на кухне полным-полно всякой утвари и припасов, а в старых сундуках – разных винтажных аксессуаров, которыми можно дополнить вполне современный наряд.

Герои Андреа Коуч – девушки, причем, если вы внимательно приглядитесь, они одни и те же во всех её картинах, вполне узнаваемые, числом четыре. Это лучшие подруги Андреа, которые служат ей моделями и делят с ней досуг. Порой в них, быть может, и проскальзывает что-то от «древних ведьм, творящих странные ритуалы в американской глубинке» (одна из публикаций о художнице содержит такое сравнение). Но мне видятся скорее вполне обычные девушки, немного мечтательницы и фантазёрки. Ну, быть может, самую чуточку – ведьмы. Но тогда уж и феи. И ещё - принцессы, недаром у некоторых сюжетов такие названия: "Придворные", "Свита".

У каждой царственной женщины есть
Тайное царство – оно для нее реальней,
Чем блеклый окрестный мир.
За полночь, когда дом затихает,
Она отложив шитье или книгу,
Невидимкой идет в свое царство.
Зажмурив глаза, она воздвигает
Решетчатые ворота в березах,
Предъявляет свои права.
А затем бежит, летит, скачет
(Конь, конечно, явился сам)
По тайным своим владеньям.
Повелевает траве расти,
Выманивает лилии из бутонов,
Кормит рыбок из рук.
Строит деревни, сажает рощи,
Благословляет долину ручьем,
Несущим прохладу к заливу...
(Роберт Грейвз)

Символичны ли работы Андреа Коуч? Конечно, при этом символика в них самая разная – и общепринятая, и имеющая в своей основе многочисленные культурные источники, а есть, наверняка, и такая, которая присуща лишь самой художнице и её близким подругам. Но не видится в ней ничего иррационального и метафизического, скорее, она интуитивно понятна. Развеваемые ветром волосы её героинь, к примеру, могут быть и метафорой перемен, и колдовским знаком, и просто показателем того, что все в картине – игра, озорство, легкое безумие «сумасшедшего чаепития». Страхи и тревоги тоже присутствуют, перекликаясь с природными явлениями, находя свое воплощение в криках птиц, роях насекомых, сгустках темноты за окном и языках пламени где-то далеко в полях. Но все это – часть жизни, которая, какой бы сказочной она ни была, всегда остаётся у Коуч разнообразной, со всеми её радостями, горестями, случайностями и свободой выбора.

Андреа Коуч в 2012 году
Андреа Коуч в 2012 году

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.