Матвею четыре года. Это очень милый, развитый ребенок. Он рассказывает, что ходит в детский сад и любит «компотик с ягодками». С собой у него машинка, и он радостно возит в ней предложенные мной игрушки.
- У Матвея большие проблемы в детском саду, - вздыхает мама и на глазах у нее появляются слезы.
За три года Матвей сменил четыре детских сада - два государственных и два частных. В последнем саду поставили вопрос ребром: либо Матвей исправляется, либо покидает дошкольное учреждение.
Во всех садах история развивалась по одному сценарию, а началась в яслях. Подробностей родители вспомнить уже не могут, потому что поначалу не обратили на проблему внимания, решили что это возрастное и пройдет само. Матвей кусался. Он кусал всех и изо всех сил, оставляя детям и воспитателям ссадины и кровоподтеки. Если не получалось укусить – он отчаянно и жестоко дрался. Тоже со всеми, не взирая на то, воспитатель перед ним, сверстник или даже чужой родитель. Перевод в другой детский сад проблему решал ненадолго: освоившись, через месяц Матвей принимался за старое.
Мама рассказывала мне все это быстрым шепотом, оглядываясь на ребенка, который играл в стороне. Не было похоже, что это ее по-настоящему трогает. Сложилось впечатление, что во всей истории ее печалит только необходимость искать новый детский сад.
Папа в это время сидел безучастно, и когда я стала спрашивать его мнение о проблеме, меланхолично двинул плечами:
- Согласитесь, в школе уже никто не кусается, как-то само проходит, и без психологов. Чего панику наводить? Ну, кусается, потерпеть нельзя что ли?
«Потерпеть» папа предлагал покусанным воспитателям и детям, а также их родителям: эка невидаль, куснули ребенка в саду! Ну, подумаешь, три раза за неделю. Можно потерпеть. А вот то, что их ребенка изолируют от других людей и даже построили в углу игровой комнаты специальный «загончик» для Матвея – это неправильно.
Разговоры с родителями других детей эту семью уже не тревожат:
- Ну, понимаете, если вам каждый вечер говорят одно и то же, то скоро становится как-то все равно. Ну, послушала, покивала… А что я могу сделать?
- А что вы уже делали?
- Мы четыре (!) сада сменили! Мы уже и к неврологу ходили, и к психиатру... Все говорят, что все хорошо, ничего лечить не надо!
- А как вы реагируете на то, что ребенок опять кого-то покусал?
- В смысле? Я же говорю: «Послушала, покивала и пошла дальше».
- Вот Вы пришли забирать Матвея из детского сада. Передавая ребенка, воспитатель опять жалуется на его поведение. Вы что делаете?
- Ничего.
- А дома?
- А дома он не кусается.
Я смотрю на маму и вижу, что она искренне не понимает вопроса.
- Вы ребенка наказываете за драки в детском саду?
- Он же маленький еще, как его наказывать?
- Вы объясняете сыну, что нельзя себя так вести?
- Так дома он так себя не ведет! - вступает в разговор папа.
Да-да, родители сменили четыре детских сада и трижды были на приеме у различных специалистов, но никому из них не пришло в голову поговорить с сыном и объяснить, что нельзя бить и кусать других людей.
Всё.
_______________________________
Испытываете трудности в воспитании ребенка? Есть вопросы к психологу? Обращайтесь! ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОНЛАЙН. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).