Для многих история принцев в Башне - это краткая и трагическая история убийства и предательства. Сыновья короля Эдуарда IV традиционно считаются убитыми в 1483 году по приказу своего дяди Ричарда III. Но в последнее время все шире распространяется мнение о том, что по крайней мере один принц, а возможно, и Эдуард V, и Ричард, герцог Йоркский, дожили до эпохи Тюдоров.
Если бы Генрих VII прибыл в Лондон в сентябре 1485 года и обнаружил, что принцы живы, он столкнулся бы с серьезной проблемой. Немалую роль в победе при Босворте сыграли йоркистские настроения, которые поддерживали Эдуарда IV, но не могли примириться с правлением Ричарда III. Правительство Генриха будет иметь ярко выраженный йоркистский оттенок, поскольку он полагался на опытных придворных из приближенных Эдуарда IV. Эти люди поддержали Генриха прежде всего из-за его помолвки со старшей дочерью Эдуарда, Елизаветой Йоркской. Чтобы воплотить в жизнь этот союз, Генриху необходимо было отменить государственный акт, принятый парламентом в 1484 году по которому все дети Эдуарда IV признавались незаконнорожденными. Проблема заключалась в том, что признавая законность рождения своей будущей жены Елизаветы, он также заново узаконил бы ее братьев и передал им все права на трон, который он только что завоевал для себя.
В свете этой проблемы поразительно, что не сохранилось никакой информации ни о расследовании, ни о поиске тел мальчиков. Генрих не опрашивал никого, кто бы знал, что произошло, и не "перекапывал" Башню в поисках их тел. По крайней мере, не сохранилось никаких записей о том, что он это делал. Неуверенность в их судьбе будет давать о себе знать на протяжении более чем десяти лет после того, как Генрих стал королем, поскольку "претенденты", неоднократно появлялись, неся с собой серьезную угрозу династии Тюдора. Дело Ламберта Симнела традиционно вспоминается как попытка использовать мальчика из Оксфорда, чтобы выдать его за Эдуарда, графа Уорика. Но существует ряд событий, которые до конца так и не сложились в логическую цепочку заговора йоркистов. Явилось ли лишение имущества Елизаветы Вудвилл и ее переезд в аббатство Бермондси, когда новости о заговоре достигли Лондона, совпадением? Почему одновременно был арестован и ее старший сын Томас Грей, маркиз Дорсетский? Ответ можно было бы поискать в записях Бернара Андре. Слепой поэт, который был наставником принца Артура Тюдора, настаивал на том, что заговор был направлен на то, чтобы посадить на трон сына Эдуарда IV по имени Эдуард – это может означать только Эдуарда V. Генрих VII приказал уничтожить все записи парламента, заседавшего в 1487 году, что означает, что на заседании обсуждалось что-то, что никогда не должно было увидеть свет.
Возможность Перкина Уорбека так долго держать в страхе Генриха VII была прямым результатом отсутствия уверенности в том, что принцы мертвы. Максимилиан I, император Священной Римской империи, непоколебимо и открыто поддерживал Перкина как настоящего Ричарда, герцога Йоркского, как и Яков IV Шотландский. Было ли это чем-то большим, чем просто желанием доставить неприятности своему собрату-монарху? Перкин неоднократно заявлял, что у него есть три физических отметки на теле, которые докажут, кто он есть, любому, кто знал Ричарда, герцога Йоркского, и Генрих никогда не опровергал это заявление, даже после поимки Перкина. Бернар Андре и испанский посол Педро де Айяла описали, как Перкин был избит и обезображен после его поимки, что могло преследовать вполне определенную цель - скрыть черты лица или, по крайней мере, сходство внешности Перкина с характерными чертами Плантагенетов.
Историк-любитель искусства Джек Леслау полагал, что он расшифровал секреты, скрытые на семейном портрете сэра Томаса Мора кисти Гольбейна, которые якобы указывают на то, что один из принцев остался жив. В 1978 году он опубликовал статью в "The Ricardian" где утверждает, что один из принцев, а именно Эдуард выжил. Его свидетельства основаны на трактовке картины Гольбейна Младшего. На эту тему Леслау написал диссертацию, но данную работу так и не приняло ни одно крупное академическое учреждение. Если бы это предположение стало достоянием Генриха VII, оно оказало бы сейсмическое воздействие на политику второй половины шестнадцатого века.
Гробница часовне Вестминстерского аббатстве объявляется местом последнего упокоения останков принцев, предположительно убитых Ричардом III в 1483 году. В 1674 году в Тауэре были обнаружены детские останки, которые были выброшены на кучу мусора. Но когда король Карл II услышал об этом, он решил, что они наверняка должны принадлежать принцам из Башни, и приказал извлечь их и поместить в гробницу, спроектированную сэром Кристофером Реном. В то время не было никаких доказательств того, что эти останки принадлежали пропавшим принцам. Лишь место, совпадающее с версией убийства сэра Томаса Мора указывало на то, что были найдены подлинные останки, но одновременно и опровергает его утверждение о том, что тела были перезахоронены почти сразу после убийства. Ссылка на бархат, которая часто используется для доказательства высокого статуса останков и датируется временем производства после XIV века, происходит из анонимных, не датированных и не имеющих ссылок источников, которые нигде больше не подтверждаются. Когда кости были эксгумированы в 1933 году, это было полностью субъективное исследование, целью которого было доказать, что кости принадлежали представителям высшего сословия, а не попытаться установить их происхождение. Должным образом не удалось установить ни пол, ни точных дат, ни даже родства между ними. И это были не единственные останки, найденные в Лондонском Тауэре до и после 1674 года, которые, как утверждалось, принадлежали принцам из Тауэра.
В отсутствие бесспорных доказательств открывается новый взгляд на одну из самых стойких и интригующих загадок в истории. Спрашивается, насколько мы можем быть уверены в том, что убийство вообще когда-либо имело место быть.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.