Найти тему
Деньги Мира

Деньги Мобуту «Великого воина, идущего от победы к победе» или Заиры для Заира. Часть 1

«Я оказал своему народу огромную услугу. Они должны мне всё».

В ноябре 1965 года в ходе военного переворота президентом центральноафриканской Республики Конго был объявлен полковник Генерального штаба армии Конго Жозеф-Дезире Мобуту. Это было не первое его появление на политической арене – четырьмя годами раньше он устранил прогрессивного премьер-министра страны Патриса Лумумбу, а теперь настал черёд президента Жосефа Касавубу, политического соперника Лумумбы.

Молодой (ему было 35 лет) президент сразу же всерьёз взялся за обновление и модернизацию страны. Нужно, говорил он, твёрдой рукой навести порядок – избавить Конго от остатков колониального наследия, прогнать коммунистов, социалистов и прочих леваков. Нужно свести на нет влияние иностранцев на Республику. Под этими лозунгами были ограничены полномочия парламента, местных органов власти, ликвидированы все политические партии (кроме возглавляемого самим Мобуту «Народного революционного движения»). Был взят курс на отказ от западных ценностей и активное внедрение того, что сам диктатор назвал «национальной аутентичностью». Это выразилось в массовом переименовании городов, гор, рек и озёр (одно из них было названо именем президента), отказе от европейских имён – к примеру, сам Мобуту в 1972 году взял себе имя «Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга» (что значит в вольном переводе «Великий воин, идущий от победы к победе»).

Все эти начинания сопровождались бурным развитием культа личности президента Мобуту. В устах своих холуёв он был и отцом нации, и великим пророком… А продвигаемая им идеология «мобутизма» мало того, что была заложена в новую Конституцию страны, так к тому же её объявили чуть ли не новой конголезской религией. Впрочем, не всё было плохо: новая власть повысила уровень заработной платы и пособий, поощрялось развитие частного капитала. Уменьшилась зависимость Конго от иностранного капитала. Очень большую роль в развитии экономики сыграло естественное природное богатство Конго – медная руда. Страна получала большие доходы от её экспорта. Правительству удалось взять в свои руки предприятия медной промышленности, прежде находившиеся в иностранном владении.

Для упорядочения денежного обращения, очистки денежной массы от устаревших денежных знаков и в целях общего оздоровления экономики была в 1967 году проведена масштабная денежная реформа; были выпущены денежные знаки, выраженные в заирах (один заир стоил тысячу старых конголезских франков!). Это название появилось как раз в рамках политики мобутизма, одним из принципов которой было широкое использование национальной аутентичности. Прежнее название валюты – франк – слишком напоминало о колониальной эпохе. И поэтому новую национальную валюту назвали заиром. Заир – так европейцы называли великую африканскую реку Конго, которая на местных языках называлась ещё Нзари или, реже, - Мванза.

Несколько лет спустя вся страна будет называться Заиром.

Заир разделялся на 100 макут (ликута – в единственном числе). Название «макута» пришло из колониальной эпохи, когда-то так называли вид хлопчатобумажной ткани, служившей для расчётов между местными народами и португальскими торговцами. А с середины XVIII века появилась в Анголе монета с таким названием.

Макута, в свою очередь состояла из 100 сенжи. Впрочем, это была весьма мелкая монета, особой нужды в ней не было. Монеты, выраженные в сенжи, чеканили только в 1967 году – это были монеты 10 сенжи с изображением гепарда.

-2

Тогда же были отчеканены и монеты по 1 и 5 макут с портретом президента Мобуту.

-3

Бумажные деньги отпечатали в номиналах 10, 20 и 50 макут, а также 1 и 5 заиров. На лицевых сторонах всех билетов изображался портрет Мобуту в генеральском мундире и его любимое детище - стадион «Тата Рафаэль» в Киншасе; исключением были купюры по 20 макут, где поместили портрет Патриса Лумумбы – новый режим объявил его национальным героем, жертвой иностранных заговорщиков. На обороте изображались различные сцены из жизни Конго (пирога с рыбаками на реке, сбор пальмовых орехов), а также дворец Национальной ассамблеи в Киншасе. Интересен сюжет рисунка обратной стороны билета в 1 заир: изображено заседание парламента, на котором президент Мобуту призвал всех конголезцев работать на благо страны – и со словами: «Время работать!» стал засучивать рукава. Его примеру последовали и находившиеся в зале депутаты. Эта сцена и запечатлена на рисунке.

Интересно, что на билетах в 1 и 5 заиров – двойной номинал; он указан как в заирах, так и макутах. Например, на билете в 5 заиров написано: «Пять заиров или пятьсот макут».

В 1971 году был выпущен новый вариант билета в 5 заир, в новом дизайне – с портретом Патриса Лумумбы и плотиной гидроэлектростанции на обороте. Тогда же был выпущен знак в 10 заир. Лицевую сторону украшает портрет Мобуту, а на обороте – красиво выполненный герб Конго. Это были последние на то время конголезские банкноты.

см. также: