Найти в Дзене
Деньги Мира

Деньги Мобуту «Великого воина, идущего от победы к победе» или Заиры для Заира. Часть 4: Заир новый и последний.

Денежная реформа, которая по плану правительства и Банка Заира должна была бы оздоровить денежную систему страны, началась в октябре 1993 года. В рамках этого проекта были подготовлена серия банкнот, выраженных в так называемых «новых заирах». Эти знаки должны были обмениваться населению и организациям по курсу 3 000 000 (три миллиона!) заир купюрами старого образца (это около одного доллара) за один новый заир 1993 года.

От выпуска монет отказались, вместо них отпечатали разменные знаки в 1, 5, 10 и 50 новых макут.

Банкноты новых заиров были достоинством 1, 5, 10, 20, 50 и 100 новых заир. Все эти билеты были выполнены по образу и подобию знаков образца 1988 года. На самых мелких банкнотах – в 1 и 5 макут – изобразили Монумент Независимости в столице страны – городе Киншаса, а на всех остальных были рисунки, взятые со старых купюр (ГЭС Инга, здания Банка Заира и палат Парламента, мост Матади и т.д.).

Однако, охватившая всю систему власти в стране коррупция, несовершенство законодательства, открытое противостояние власти и оппозиции, бунты в рядах армии и полиции не дали воплотиться в жизнь планам правительства. Сказывались и другие обстоятельства – недоверие народа к обещаниям и заверениям руководства страны, недоверие иностранных (в том числе и африканских) деловых кругов к экономической политике Мобуту, неприятие в Заире и за рубежом идей «мобутизма». Свою роль сыграли гражданская война в соседней Анголе и геноцид в Руанде. Напряжённость в отношениях с последней переросла в войну. Заирская армия воевала из рук вон плохо, больше занимаясь грабежами и насилием. Это вызвало волну столкновений с местными жителями, которые всё больше стали выступать на стороне оппозиции во главе с Лораном Кабилой, которая понемногу, но уверенно занимала целые провинции Заира.

Само собой, всё это только усиливало экономическую разруху и денежная реформа уже не могла спасти заирские деньги. Инфляция стремительно ускорялась, к концу 1994 года курс заира составлял около 2 500 заир за доллар. В течение 1994 года были перевыпущены билеты в 50 и 100 заир, а также появились билеты в 200 (впервые) и 500 заир

В течение 1995 года появились билеты в 1 000, 5 000 и 10 000 новых заир.

Характерно, что тогда же была перевыпущена купюра в 500 новых заир, но в этот раз изображение Банка Заира на обороте заменили крупными цифрами, обозначавшими номинал.

И, практически, на всех купюрах новых заиров, которые появились в 1995 году и позже, вместо рисунка на обороте обозначен номинал (как это часто бывает во время гиперинфляции, к сюжетам изображений на купюрах власти подходят уже не так щепетильно).

Будучи не в силах справиться с катастрофическим положением в экономике Правительство Заира предпочло запустить на полную мощность печатный станок и страну захлёстывали волны цветной бумаги, формально считавшейся деньгами. Быстро вернулись номиналы в 20, 50, 100 и 500 000 новых заир с которыми, как уверяло правительство, граждане распрощались навсегда.

К концу 1996 года курс заира достиг более чем 90 000 заир за доллар, а Новый, 1997 год, жители Заира встретили, будучи уже полноценными миллионерами – второй раз в истории страны появилась купюра миллионного достоинства. От предыдущих знаков она отличается рисунком оборотной стороны – вместо номинала здесь изображены карта Заира и вид горнодобывающего предприятия. Вместо изображения леопарда на лицевой стороне изображены бриллианты.

В такой же манере выполнен и билет в 500 000, только на обороте изображена рыбачья лодка на реке, а вместо леопарда – рыба, обитающая в реке Конго.

Возможно, у Банка Заира были ещё какие-то планы по выпуску новых денежных знаков, но дни заирской валюты, равно как и режима Мобуту, были сочтены – власть на местах всё больше переходила в руки оппозиции и в мае 1997 года Киншаса перешла под контроль повстанцев. «Отец нации», «великий воин» и, по совместительству, пророк, - бежал из Заира в Марокко. 7 сентября он умер от рака.

-8

А стране вернули её прежнее название, правда, уже в новом переплёте – Демократическая Республика Конго. Годом позже отменили и заиры, вернув (спустя 30 лет!) конголезский франк (один франк обменивали на сто тысяч заир).

см. также: