Найти тему
СВОЛО

Причина заморочки со спиралью в живописи

Сперва художников просто считали общающихся с богами (убогие – у Бога). По мере краха религии перешли к подсознательному идеалу как вдохновению. Но суеверия не отпускают. «Половина деканического календаря – это 126 лет, и это 3,5 цикла, 3,5 градуса прецессии (смещения земной оси). В то же время семиконечная Звезда Магов за сутки делает ровно 3,5 оборота» (https://iknigi.net/avtor-iolanta-prokopenko/82573-sakralnaya-geometriya-energeticheskie-kody-garmonii-iolanta-prokopenko/read/page-5.html).

Темнота мировоззренческая не чужда и искусствоведам, вот одна из них увидела 3,5 витка спирали в рафаэлевской «Мадонне в кресле» (1513-1514).

Даже лишила картину формы круга, какую та имеет. Спираль не взялась с бы с ним.

-2

Наплевала на то, что спираль получилась не архимедова* (у той витки всюду на одном расстоянии друг от друга), которую приняли за многосмысленную.

-3

Наплевав, что первый виток не круглый, что второй виток не поддерживается узором на зелёном платке, что третий виток почти на всём протяжении ничем не поддерживается, а полностью произвольный, что четвёртый виток, поддержанный круглой рамой, искусственно не продолжен дальше по кругу, чтоб получить именно 0,5 витка.

Нет. Надо притянуть магию сегодняшнего пошиба, чтоб одухотворить невоцерквлённых зрителей:

«…мы с вами увидим, что это спираль в три с половиной оборота. Это не потому, что я придумала, что это спираль в три с половиной оборота, а потому что именно так была организована композиция этой картины. Она сначала была организована, а уже потом она была осмыслена как образ. А что такое спираль в три с половиной оборота [и на экране появляется фото

-4

какой-то галактики в созвездии Большая Медведица, как показал поиск по картинке; причём сфотографированы две спирали в полтора оборота каждая]? Что такое спираль в три с половиной оборота, как не, - очень широко и тогда, и сегодня известно, - знак вселенский, знак о сущности, знак вообще построения Вселенной. [Она не знает, что в 1936 году Хаббл предложил классификацию видов галактик по мере их развития,

-5

где начальная стадия шарообразная, а спиральная (обязательно две спирали, а не одна) есть одна из фаз; про скопления галактик, как устройство Вселенной, она не слышала; и не в том дело, что астрономию убрали из школьной программы в 1993 году, эта искусствовед, 1930 года рождения, её учила в 1946 году, но у неё душа не лежала к точному знанию, и она осталась мировоззренчески хромой] А также спираль, которая находится на панцире улитки [и даётся кадр улитки со спиралью в 4,5 витка], что одно и тоже. Это что: случайно? Или Рафаэлю было ведомо? Ну конечно это было ведомо. Потому что, начиная ещё со Средних веков, начиная ещё со строительства готческих соборов вписывание фигуры в символы композиции. Рафаэль ВЛАДЕЕТ этим искусством. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. У них у всех есть общая черта. Они прежде, чем что-либо делали, они структурировали свои произведения. И Рафаэль в этом смысле первейший» (https://www.youtube.com/watch?v=-GOfswn4gbU).

Она формализовала работу художника. На самом деле тот начинает с вдохновения.

««Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение» как «акт свободной художнической воли». К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам (итал. сomponimento — сочинение)…

Каждой идее соответствует определенный архетип: вертикаль, крест или квадрат, треугольник, горизонталь, окружность» (Википедия).

Рафаэль и правда эту вещь структурировал - тут круг. Окружность нужна для выражения тесноты, камерности, интимности. Здесь она поддержана не только рамой, но и дугами расположения рук и ног: левой руки Христа, правой руки Мадонны, ступнями Христа, коленями Мадонны.

А зачем интимность?

Идеал-то (гармонии низкого и высокого) сознанию не дан. А вокруг в домах висят иконы с золотыми небесами-фонами.

-6

Вот Рафаэль и нарисовал противоположное: крестьянскую семью в тёмной комнате. Еле-еле только пририсовал нимбы, причём Христу совсем не пририсовал!

-7

Сознание Рафаэля, надо думать, от такого противоречия с религиозной действительностью в возмущение не пришло. Потому что ЧТО-ТО оказалось выраженным – тот самый идеал гармонии низкого и высокого.

Формализму места не должно быть. Художник, настоящий, не придумывает сначала символ, чтоб потом вписать в него фигуры, а мучимый неясным требованием выразить ЧТО-ТО, словами и символами невыразимое, приступает к холсту, вслушиваясь во что-то в себе.

Так должен бы поступать и искусствовед. А не городить мало чему на картине соответствующую спираль.

Но искусствовед городит во всеоружии своего вкрадчивого голоса, пассов руками, закадровой музыки, веры в эту минуту самому себе. И… Ей-богу способен внушить, что белое это чёрное. Впадаем же мы в гипноз под действием гипнотизёра, сами того не желая. Так и тут.

13 июня 2022 г.

*- Сами вы темнота, раз архимедову спираль притянули. Искусствовед об именно архимедовой ни слова не сказала. Она, правда, и не назвала имени Фибоначчи, с которым связывают спираль, связываемую с золотым сечением https://dzen.ru/media/yellow_school/1618--samoe-vajnoe-chislo-vo-vselennoi-ili-chislo-boga-627541c81ae7846cd2a87019 . Зато намекала

- Виноват. Тёмен. Не знал. Но зато я светел, что никакой математикой Рафаэль не руководствовался. Спираль фибоначчиевскую (набор четвертькругов, диагональных дуг смежных квадратов, стороны которых составляют длины, которые, будучи измерены, оказываются числами, стоящими рядом в ряду чисел Фибоначчи), - так вот спираль фибоначчиевскую никак невозможно приладить к рассматриваемому произведению. Очень уж она быстро раскручивается.

-8

Вот пример: центр - кончик носа Христа, за единицу длины сторон будущих квадратов принято 5 пикселей, первый четвертькруг (число Фибоначчи 3) справа внизу,

-9

второй четвертькруг (число Фибоначчи 5) справа вверху, третий четвертькруг (число 8) слева вверху, четвёртый чествертькруг (число 13) слева внизу, пятый четвертькруг (число 21) справа внизу. - Смысла нет: до лица третьего персонажа спираль не дотягивается и проходит мимо.

Правда, если прирастить к изображённому пятому четвертькруга шестой (число Фибоначчи 34)

-10

и вокруг кончика носа Христа повернуть на 135 градусов по часовой стрелке "вертикаль" первого четвертькруга, то свободное окончание спирали наткнётся на лицо третьего персонажа.

То есть хитрому математику можно в любом случае так устроить после создания картины, что будет спираль Фибоначчи на что-то осмысленное указывать.

Сам ряд Фибоначчи (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. – каждый следующий равен сумме предыдущих), не таит ничего неестественного и похож на катание большого снежного кома по глубокому снегу. Так и галактика из газопылевого облака создаётся силами притяжения. Что рядом, то и подтягивается к себе. Сперва рядом всё почти однородное (0, 1, 1). Потом более тяжёлое (3) скорей успевает подтянуть к себе соседнее почти такое же тяжёлое (2), опережая иные события.

Другое дело, что отношение соседних чисел Фибоначчи как-то проникло в человеческую психологию. Из-за чего – заметили художники, а не математики – на площади картины есть 4 точки, какие «невольно приковывают» (https://vc.ru/u/776802-denis-voykov/229039-zolotoe-sechenie-i-chisla-fibonachchi) большее внимание зрителя, чем другие. Следовательно, подумали художники, туда и надо помещать самое значительное. Эти места по горизонтали и вертикали от края до края такие, что отношение всей ширины (или высоты) картины к наибольшей части горизонтали (или вертикали) относятся друг к другу, как отношение наибольшей части к наименьшей. И это такое же отношение, как и отношение соседних чисел Фибоначчи.

Когда законы психологии прояснятся, станет в общем так же понятна вездесущность отношения «Фи», как и с притягиванием газа и пыли в галактику.

То есть понятно, почему приоритет в картине имеет чуяние художника, а не знание им математических отношений.

5.11.2022.