4 ноября 2025 года будет отмечаться 450 лет со дня рождения Гвидо РЕНИ
(итал. Guido Reni; 4 ноября 1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья — 18 августа 1642, Болонья) — итальянского живописца, представителя болонской школы.
________________________________
* Внимание! текст содержит непростительно большое количество печатных знаков!
Сто лет имя этого художника - при всей номинальной изученности его творчества - было окружено стеной пренебрежения, высокомерного молчания. Маэстро словно предали анафеме. Его знали, изучали, но как-то неохотно, исподволь, словно что-то недостойное внимания... Даже сейчас, когда "всплывают" все непочтенные для искусствознания ХХ века направления и имена в искусстве, некоторые люди, довольно поверхностно знакомые с историей предмета, когда слышат это имя впервые, предполагают:
"Наверное, это был второстепенный художник, "второй эшелон", как говорится".
И приходят в крайнее изумление, когда узнают, что Гвидо Рени - имя № 1 для европейского искусства XVII - 1-ой пол. XIX в.в. Точнее, № 2. После Рафаэля.
Вот! Именно этот-то факт - принадлежность к сверхблагонадежной "Небесной когорте" хрестоматийных академических классиков - и дискредитировал художника в глазах "прогрессивной" критики прошлого столетия. Гласной анафеме был предан академизм и все мастера, с ним связанные - с братьями Каррачи и Гвидо Рени во главе.
Удивительно, как при этом предубеждении, тем же самым критикам, которые клеймили Рени & Кo, удалось "обелить" Пуссена и Лоррена, провозглашавших, по сути, те же художественные принципы, делавших то же дело, что и академисты, неоднократно с ними контактировавших и весьма их почитавших. Но этих двух деликатно назвали "классицистами" - и таким образом раз и навсегда отмежевали от позорного явления. Вероятно, на то были причины не столько художественного, сколько "партийного" толка.
_______________________________
...В своё время, будучи молодым сотрудником кафедры Истории Искусств и Реставрации архитектурного наследия в своей alma mater, в.п.с. первым (и последним) сформировал развернутый курс лекций по искусству болонского академизма.
Поэтому, что такое "болонский академизм" - его предысторию, историю формирования, идейный пафос, художественно-стилистические особенности и последствия для мирового искусства - пересказывать не буду. Извините. Возможно, как-нибудь, когда-нибудь, отдельно.
Помню, как скучали на лекциях студенты. Материал-то незнакомый и совсем-совсем не скандальный.
Про цвет чулков и исподнего там ничегошеньки не было. Как не было об убийствах, заговорах, адюльтерах, внебрачных детях и однополых связях. Скукотень! (вообще, все эти милые подробности - не мой жанр; я их знаю, но предпочитаю не выносить на обсуждение).
Но при всей этой благопристойной скуке - как шарахались от этой темы кафедральные корифеи!
Уже были защищены все возможные диссертации по некогда столь же "дурному" модерну, уже реабилитировали еще более "ужасных" прерафаэлитов и символистов. Уже засматривались на "вторичных и подражательных" Назарейцев. Академизм же так и оставался с клеймом неприкасаемости. "Это же - нельзя! это - mauvais genre! это - потрафление низкопробным буржуазным вкусам!" Хотя на дворе был уже... 2000-й год. Вот, насколько прочно въелось в головы, что академизм - это очень-очень-очень плохо!
Почему "плохо" - никто ответить не мог. Никто не мог и раньше, в 90-е, в 80-е, в 70-е... Ни здесь, в высшем учебном заведении, ни в художественной школе, ни, тем более, на уроках МХК - в обычной, очень и очень средней школе. Более ранних дебатов я воочию не застал... Тем не менее, уже с конца XIX века было объявлено, что это - плохо!
Три столетия истории искусства - с конца XVI по конец XIX века - чохом, без разбору, под одну гребенку. Из всех книг по искусству XVII - XIX в.в, написанных в 1950-80-е г.г. надрывно в унисон звучало: "Фууу!!!"
Вроде бы, картины академистов - да того же Гвидо Рени, или Франческо Альбани, или Доменикино и Алессандро Тиарини - висят в крупнейших музеях мира, и не на самых плохих местах, и никогда не убирались в запасники - а хоть стреляйся! "Плохо" - и шабаш!
Пойдемте дальше, мол, товарищи, нам предстоит впасть в экстаз от Караваджо и Веласкеса . А там и импрессионисты - не за горами. А всё "это" - не стоит вашего драгоценного внимания. (Целых два центральных зала Эрмитажа - не стоят внимания?! Хороша выставочка...)
- Да почему плохо-то?
- Ни почему! Плохо и всё! Ты что - дурак?
Это - как заклинание. Как "Отче наш". Как клятва пионерской организации, - священно и не обсуждается...
Видимо, всё-таки обсуждается. Это доказывает тот мутный поток книг, выставок, интернет-публикаций, который ринулся на изможденного в боях с "буржуазными вкусами", зрителя, мнителя (у него, у зрителя теперь по любому поводу своё "мнение", пусть он и вылез только вчера из пещеры первобытного невежества) начала века ХХI; весь тот поток информации, посвященный академизму, как магистральному (не по мнению прогрессивных критиков всего мира всего ХХ века, а по объективным причинам) направлению в искусстве XVII - 1-ой пол. XIX в.в.
Поток этот действительно мутен. Вместе с достойнейшими именами и произведениями, на нас несется девятый вал пены, халтуры и мусора. Как отделить их? Это вопрос всей жизни. Если, конечно, она не подбрасывает Вам других вопросов.
______________________________
Что же касается не желчных мемориев в.п.с., а самого Гвидо Рени, точнее его искусства... Действительно, его имя было беспрекословным эталоном качества и хорошего вкуса для художников и ценителей искусства XVII - XIX веков. Слишком предвзято и шаблонно, на веру воспринимаемым эталоном. Поэтому маэстро и не устоял на пьедестале.
Крепкий рисовальщик и живописец, прекрасно чувствовавший Форму и Цвет, мастер-декоратор и виртуоз композиции, он, кроме всего прочего, был из тех, кто стоял у истоков высшего художественного образования.
Он был третьим - после Лодовико и Аннибале Каррачи - президентом Болонской Академии (с 1619 года).
Именно Болонская Академия Вставших на правильный путь (Аccadaemia degli Incaminati) в конце XVI века стала первым учебным заведением, в котором преподавали Подражательные Искусства - рисунок, живопись, архитектуру. Амбиции были велики - стать на равных с Болонский университетом - одним из первых в Европе высших учебных заведений, где с XIV века преподавали Искусства Свободные - Математику, Историю, Астрономию, Медицину, Поэзию и Музыку.
До тех пор "изящные искусства" за искусства не считались. Ремёсла!
(В руках многих "образованцев" оно таковым до сих пор и осталось; у иных и этого нет).
Эстетическая доктрина и учебная программа именно этой Академии была положена в основу существования всех высших художественных учебных заведений всего мира - начиная с XVII века и по сей день.
Гвидо Рени работал не только в родной Болонье, но, по большей мере, в Риме и даже, как ни странно, в Неаполе. В чем "странность" - поймут те, кто знаком с историей искусств и диспозицией художественных сил этого времени. Неаполь, Сицилия и другие южные области Италии были местом дислокации колонии художников-караваджистов, идейных оппонентов и прямых конкурентов для академистов. Странно вовсе не то, что Рени работал в Неаполе. Удивительно, что его оттуда не выжили или попросту не отравили неаполитанские художественные мафиози, ученики Караваджо, вечного противника болонцев. Как это произошло, например,согласно легенде, с другим корифеем болонского академизма, Доменико Дзампьери (Доменикино; статья о нем года четыре пылится, недоделанная, в столе в.п.с.) Впрочем, сталкивать лбами мертвых - смешно! История их давно примирила и уравняла.
Специализировался Гвидо Рени на "высокой" исторической живописи, то есть на мифологических и религиозных сюжетах. Именно последним он отдавал предпочтение.
(Для любителей пикантных историй: биографы сообщают, что художник очень конфузился, когда писал обнаженных дам. Конфузился, но писал же! И, судя по всему, не без удовольствия.)
Гвидо Рени сформировал новый канон религиозной живописи второго этапа Контрреформации (к. XVI - 1-я четв. XVII в.в.).
До него в католическом храмовом искусстве таковой канон (ведь он существует не только в православной иконописи, как бы ни хотелось провозглашать иным радетелям) формировали Дуччо Буонинсенья (13 век), Фра Беато Анжелико (15 век) и уже упомянутый в начале статьи Рафаэлло Санти (1483-1520).
Именно после них, искусство Гвидо Рени - и никого другого - Ватикан признал Божественным. Конечно, здесь речь идет не столько о живописном аспекте его творчества, сколько, в первую очередь, о соответствии его произведений - литургике. Тем не менее, это кое-что да значит.
Загруженный многочисленными церковными и светскими заказами (надо сказать, что портретов он принципиально не писал; автопортреты в этом смысле - большая редкость), художник вынужден был бесконечно тиражировать свои работы, варьировать находки. И повторяться, повторяться...
С одной стороны, это увеличивало его популярность и способствовало насаждению того самого канона, о котором мы говорили. С другой стороны, это же во многом обесценивало художественный результат. В конце концов, именно этот "тиражный" подход, в первую очередь, и был причиной изначального неудовольствия критиков.**
Впоследствии оно распространилось и на творчество Рени, и на весь академизм в целом. У художника была большая мастерская, из которой вышли несколько безупречно вышколенных имитаторов манеры Маэстро Гвидо. Поэтому, зачастую 100% авторская атрибуция представляется почти невозможной.
После смерти, подобно вышеперечисленным художникам - от Дуччо до Рафаэля - маэстро Гвидо был причислен к лику beati, "блаженных" (по католической традиции - это низший чин святости; православному пониманию этого слова не соответствует).
_______________________________
** К слову: ставший мемом "Пушистый Иисус" - в своем оригинальном виде - ни что иное, как одна из многотысячных вариаций образца "Ecce Homo", созданного Гвидо Рени.
По тому, что в изначальном виде эта самая настенная роспись была создана в конце 19 века, когда академизм уже изжил себя морально и был, мягко говоря, не в фаворе ни у художников, ни у публики, можно судить, насколько всё же был живуч "канон Гвидо Рени" в католическом храмовом искусстве и насколько при этом скудны были творческие ресурсы западно-европейского искусства - в этом жанре - указанного периода.
Но это - уже не вопрос суждения, это констатация факта. Обсудить его автор "Вечернего лектория" предлагает отдельно. ____________________________________________________
© Агранович В.А. - текст;
Фото - из личных фондов автора и из общедоступных источников.