Найти в Дзене
Coracero

Рыцари неба - фильм не ставший новым "Топ Ганом".

Оглавление

Les chevaliers du ciel - оригинальное название. Фильм не стал прорывом, не снискал себе горы наград и киношных премий, но

  • включить перед прочтением:

неожиданно, даже для тех, кто его снимал, это фильм на десятилетия, возможно, на века.

Кино не для всех

Об этом предупредить нужно сразу, потому что этот фильм не шедевр авторского кино и не блокбастер для широкой аудитории. Тема французского военного патриотизма для российской аудитории не то чтобы чужда, скорее удивительна "а такой бывает?".

Сюжет, с ним сценарист явно долго не мог определиться: делать ему простой как палка боевик или крутить интриги с разведкой, террористами, корпорациями и двойными агентами. В итоге, решил делать интриги, но простые как палка, чтобы никто не запутался, и добавить лавстори... с корпорациями, террористами, разведкой и двойными агентами.

По ходу просмотра, зритель, если не француз, испытает три главных эмоции - скуку

Схема распределения личных интересов между лётным составом
Схема распределения личных интересов между лётным составом
  • Стардаст - отставная стриптизёрша, действующий пилот ВВС США, парень остался на родине, но ей скучно:
эта красотка - палубный истребитель Корсар в музее под открытым небом, в кабине: Стардаст поддерживает свои нелётные навыки
эта красотка - палубный истребитель Корсар в музее под открытым небом, в кабине: Стардаст поддерживает свои нелётные навыки
  • Ай-под - действующий пилот ВВС Франции, лопух с MP-3 плеером, втрескался в Питбуль:
лопух и его плеер - неразлучны в небе и на земле
лопух и его плеер - неразлучны в небе и на земле
  • Фаренгейт - действующий пилот ВВС Франции, озабоченный по женскому полу, но, после совместной боевой службы с Питбуль, устойчив к блондинкам, хочет Стардаст:
Фаренгейт вспоминает те долгие месяцы моральных и физических испытаний, которым он подвергся из-за Питбуль, а ведь они даже не были женаты..., просто его сбили над Югославией, из-за неё
Фаренгейт вспоминает те долгие месяцы моральных и физических испытаний, которым он подвергся из-за Питбуль, а ведь они даже не были женаты..., просто его сбили над Югославией, из-за неё
  • Питбуль - действующий пилот ВВС США, отбита наглухо, всем сердцем хочет мозг Волькена, любит, и может, стебать Фаренгейта, в воздухе и на земле, плевать хотела на Ай-пода, но не пропадать же добру:
Питбуль после победы над Фаренгейтом в учебном бою. Сколько не кормите кошку сметаной, такой довольной моськи не добьётесь
Питбуль после победы над Фаренгейтом в учебном бою. Сколько не кормите кошку сметаной, такой довольной моськи не добьётесь
  • Волькен - действующий пилот ВВС Франции, Ас, Рыцарь, Человек Чести и главный источник пафоса в фильме, любит самолеты, родину и, иногда, женщин:
Волькен, как настоящий ас, крутит сразу (с) двумя самолётами. Тайминг в фильме: 06.42 - шутка смешная.
Волькен, как настоящий ас, крутит сразу (с) двумя самолётами. Тайминг в фильме: 06.42 - шутка смешная.

недоумение

Схема вербовки в секретную эскадрилью
Схема вербовки в секретную эскадрилью
  • молодая разведчица: ей подчиняются люди в чёрном, завербовала в эскадрилью Фаренгейта, знает, что Волькен любит самолёты и родину, но решила подстраховаться
  • люди в чёрном: универсальные статисты - работают с авиатехникой, разбираются в лётном деле, вооружены и работают телохранителями
  • Ас: всё может в воздухе, страдает от несправедливости на земле
  • Фаренгейт: вербует в эскадрилью Аса-Волькена, обращаясь к его любви к самолётам и родине, играет роль Здравого смысла, иногда
  • Старый разведчик и интриган: ездит по ушам молодой коллеге, предлагает завербовать Волькена и взять довеском Фаренгейта, продался корпорациям, которые продались террористам, завербовал в добровольцы Питбуль
  • Питбуль: завербовалась в добровольцы к старому лопуху и привела в эскадрилью молодого
  • Лопух: лопух и судьба его печальна

Завязка фильма: чтобы продать французские Миражи в Австралию, нужно выиграть тендер у американцев с их F-16, поскольку главные конкурентные преимущества Миражей - манёвренность (угловая скорость крена) и новая РЛС - то для их подтверждения секретная французская эскадрилья на Миражах устроит нелегальную гонку с американцами на F-16 на время над враждебной территорией, где весь путь в 6 тысяч километров участники пройдут по маршруту с несколькими заранее установленными точками дозаправки, на крейсерской скорости и малой высоте, с отключённым, по идее, радаром

не надо так смотреть, это не я придумал!
не надо так смотреть, это не я придумал!

для того, чтобы наверняка победить, в секретную французскую эскадрилью принимают, на добровольной основе, американку

и чистый восторг, когда вся эта любовно-разведывательная геометрия, поднимается в воздух.

Спасибо режиссёру, движуха начинается с первых минут.

В небо!

Та особенность, что делает этот фильм, по-хорошему, вечным - он снят вживую.

За весь хронометраж, кроме очевидно нереалистичных взрывов самолётов в воздухе*, я заметил только одну короткую сцену с явной комбинированной съёмкой* и ни одного кадра с явной графикой.

  • при бюджете в 20 млн долларов никто не будет взрывать самолёты по 40-50 миллионов за штуку, так что зритель всё равно поймёт

О наличии комбинированной съёмки догадаться можно, скорее, по контексту, "вшиты" кадры очень качественно и даже лицо актёра "плющит" воздушным потоком:

Зеркало показывает воздушную обстановку в задней полусфере самолёта, через него, под таким углом, в заднюю кабину "спарки" - двухместного Миража - ни пилот, ни камера из передней кабины заглянуть не сможет, между ними окажется подголовник кресла пилота и приборы.
Зеркало показывает воздушную обстановку в задней полусфере самолёта, через него, под таким углом, в заднюю кабину "спарки" - двухместного Миража - ни пилот, ни камера из передней кабины заглянуть не сможет, между ними окажется подголовник кресла пилота и приборы.

Эти кадры из той же сцены:

только при виде сверху на самолёт станет очевидно, что это была комбинированная съёмка
только при виде сверху на самолёт станет очевидно, что это была комбинированная съёмка
даже тень на плечо "пассажира" падает правильно, но движение, всё-таки, выдаёт комбинирование кадров, если зритель успел насторожиться. Кто сегодня с такими деталями будет в кино заморачиваться?
даже тень на плечо "пассажира" падает правильно, но движение, всё-таки, выдаёт комбинирование кадров, если зритель успел насторожиться. Кто сегодня с такими деталями будет в кино заморачиваться?
Mirage-2000D - главный участник гонки. Стрелка от зеркала в передней кабине к показанному в фильме месту "пассажира" в задней. боковой рисунок с сайта "Уголок неба"
Mirage-2000D - главный участник гонки. Стрелка от зеркала в передней кабине к показанному в фильме месту "пассажира" в задней. боковой рисунок с сайта "Уголок неба"

Опять кренделя выделываешь*?!

В далёком 2005-м я не знал, что концерн Dassault - производитель Миражей - выступил "патроном" этого фильма и помог разработать и установить сложную стабилизированную и разнонаправленную кинокамеру на истребитель, работавший оператором, без кавычек, при съёмках сцен воздушных боёв. И, потому, искренне считал, что съёмка велась кинооператором из кабины спарки, которая столь же яростно вертелась как и участники боя.

  • отсылка для "олдов"

Живая любительская съёмка из кабины спарки:

  • если таймкод не сработает - 1.08 минуты

Кадры из фильма:

  • если таймкод не сработает - 1.25 минуты

Воздушные бои поставлены красиво, хотя, пожалуй, слишком кинематографично*

  • сейчас бы ещё фильмы за постановочные бои критиковать, ага

противники явно стараются держать скорость и дистанцию, чтобы оставаться в одном кадре, но не впилиться друг в друга, при этом

Особенно заметно это в самом первом бою:

высший пилотаж и воздушная акробатика: с переходом от активного манёвра одновременно выдержаны скорость, высота и линия. Злодей - в центре.
высший пилотаж и воздушная акробатика: с переходом от активного манёвра одновременно выдержаны скорость, высота и линия. Злодей - в центре.

Его итог я вам спойлерить не буду. Бой напряжённый и снят красиво. Даже если остальной фильм смотреть не будете, на эту сцену время стоит потратить.

Дистанции в бою, во многих сценах, явно меньше минимальной дальности пуска ракет:

Самолёт не поместился в маркер захвата цели...
Самолёт не поместился в маркер захвата цели...
-15

Сплав режиссёрского и лётного мастерства.

Когда вы читали про сюжет фильма и прочие мои мелочные придирки, то, наверное, подумали, что я к режиссёру и сценаристу отношусь "без уважения".

Это не совсем так, в фильме есть постановочный бой сделанный настолько хорошо, насколько это возможно.

Режиссёр и сценарист ввели в этой сцене сразу несколько элементов, которые дадут зрителю не только зрелища, но и пищи для ума, и чувство сопричастности.

Бой изначально подаётся как учебный и постановочный, об этом знают и зритель, и участники, но один из участников - новичок*, не летавший на учебно-боевых машинах, соответственно, не бывавший в бою.

  • новичок - "молодая разведчица"
Альпы. Шикарный вид.
Альпы. Шикарный вид.

Ради эмоций новичка, её эмоционального отклика на бой из начала фильма, этот учебный бой и затевается. Вместе с тем, режиссёр объясняет вновь зрителю, что произошло, мысленно сажая и его в заднюю кабину атакуемой учебной спарки. Начиная с положительных эмоций, что испытывает пилот, с чувства полёта, невероятной красоты видов, контроля над машиной (дают порулить)

 Alpha Jet фирмы Dassault над горной местностью.
Alpha Jet фирмы Dassault над горной местностью.
-18

потери контроля

-19

Внезапное нападение, испуг переходящий в отчаяние, даже зная, что происходит, сделать ты можешь целое ничего, только просить о помощи:

и этот, и другие воздушные бои лучше смотреть в динамике
и этот, и другие воздушные бои лучше смотреть в динамике

Снимая в Альпах киноделы смогли некоторые кадры "взять" стационарной камерой, но скринить их бесполезно... надо смотреть в фильме.

К сожалению, эта сцена на ютубе полностью в хорошем качестве отсутствует (или я такой "хакер"), только в больших роликах по 20 минут.

Музыка в фильме душевная, хорошо подобрана и отлично наложена.

Финал подкачал, съёмочной группе дали на него всего один день - для вылетов над Парижем - и от этого постановка хромает. Про сюжетную развязку промолчим.

Дать чёткую рекомендацию смотреть или нет - нельзя, фильм очень своеобразный и зайдёт не каждому, но оценить отдельные моменты, даже банальной перемоткой, точно стоит.

Другие статьи на канале.