Я любил родителей, любил брата и сестру, но я был эгоистичен, куда эгоистичнее, чем такой лишённый эгоизма человек, как ты, Гарри, может себе вообразить.
© Альбус Дамблдор, "Гарри Поттер и Дары Смерти"
Когда Дамблдор только появляется в книжной саге, мы видим в нём знакомый сказочный архетип доброго волшебника - старого, мудрого, конечно же, с длинной седой бородой. Ничего, что называется, беды не предвещает.
Однако чем дальше, тем больше нам становится известно о его прошлом, его тайных мотивах и методах достижения целей. И известно - достаточно для того, чтобы многие люди начали видеть в самом лучшем директоре Хогвартса не доброго дедушку, а, скорее, расчётливого и жестокого манипулятора, который только и делал, что втёмную использовал своих союзников, а особенно - одного конкретного союзника.
Сегодня попробуем разобраться, насколько претензии к Дамблдору справедливы, а насколько - нет.
Самым тёмным пятом в биографии Альбуса является, безусловно, его подростковая связь с Грин-де-Вальдом. Которая возникла не без того, что оба молодых волшебника были одержимы идеей превосходства арий... то есть, магов, над магглами, и вытекающим из этого комплексом бога. (А может, и наоборот - идея превосходства вытекала из комплекса бога). Самого себя тогдашнего исповедующийся Дамблдор характеризует, как абсолютного эгоиста, для которого собственные амбиции были важнее семьи, служившей лишь помехой в достижении его великих целей.
Лишь узнав о связи молодых Альбуса и Геллерта, Гарри чувствует злость и не ищет директору оправданий - в конце концов, он тогда был того же возраста, что борющиеся со злом подростки сейчас, а поэтому скидку на "был молод и глуп" давать не намерен. Правда, в своей злости, возникшей больше на фоне отчаяния, Гарри не учитывает одного фактора.
Приведём сравнительный пример. Сегодня каждый... почти... знает, что нацизм - это плохо. Ведь идея собственного превосходства и неполноценности других народов толкнула немцев на самый страшный геноцид в истории, жертвами которого стали многие миллионы человек. Однако до того, как этот геноцид случился, идеи фашизма и национализма разной степени радикальности были в Европе очень популярны.
Но вот когда славные арийские ребята катком прошлись по доброй части материка, симпатии к ним убавились на несколько порядков, и сегодня идеи превосходства людей одного этноса над людьми другого этноса поминаются совсем не добрыми словами.
Параллели между идеями магического превосходства и идеями нацизма в книгах Роулинг прослеживаются, на мой взгляд, вполне откровенно. Посему ничего удивительного, что в магическом мире, пережившем и нашествие Грин-де-Вальда, и нашествие Волан-де-Морта, продвигаемые ими идеи превосходства магов над немагами стали пользоваться дурной славой среди массы волшебников. Но вот до того, как эти ребята начали вершить свои славные дела по закреплению за магами заслуженного господства, в общественном сознании дурных ассоциаций ещё не было.
Не то чтобы это прям оправдывало Дамблдора, но следует всё же сделать скидку - не на возраст, а на соответствующий эпохе менталитет. Да и неплохо бы держать в уме, что его родная сестра пострадала от рук магглов, что тоже могло наложить определённый отпечаток. Тщеславие и эгоизм же неудивительны для человека, обладавшего недюжинными задатками и уже в юные годы ведшего переписку с именитыми волшебниками своего времени.
Так или иначе, впоследствии Дамблдор раскаивается за своё поведение и ошибки в молодости (поворотным моментом для него становится гибель сестры). Это и определяет его будущий облик человека, который старается поступать по совести - проводит гуманистические реформы в Хогвартсе, одерживает победу над Грин-де-Вальдом, отстаивает права магглов. Печально, что для этой трансформации Дамблдору потребовалась такая трагедия, однако же он смог стать лучшей версией себя, вопреки всем своим отрицательным наклонностям.
Стыдить директора за огрехи прошлого, разумеется, можно. Но он и сам себя за них стыдит - демонстрируя тем самым качества человека, умеющего признавать свои ошибки и переступать через них.
Впрочем, путь ошибок Дамблдора на юношеском эгоизме отнюдь не закончился и продолжался вплоть до конца его жизни. Каждая более или менее крупная ошибка вменяется старому волшебнику, как лишний аргумент в пользу дамбигадства. Давайте в них разбираться.
Забрал у Джеймса Поттера мантию-невидимку. Было такое дело. Дамблдор не смог устоять перед искушением - наконец подержать в руках и изучить один из Даров Смерти, которыми страстно желал обладать в юности. И с его стороны было крайне недальновидно забирать у семьи Поттеров какое-никакое, а средство защиты, зная, что за ними охотится самый опасный волшебник всех времён. Даже если брать во внимание довод о том, что Тёмный Лорд точно знал местоположение семьи, а поэтому мантия бы их не спасла.
До конца жизни Дамблдор винит себя за неспособность побороть искушение, доставшееся ему от молодой версии себя.
Скрывал от Гарри правду. Много о чём. Между тем, правда могла как минимум сохранить жизнь Сириусу Блэку. И предотвратить канитель с поиском Даров Смерти. Но Дамблдор боялся когда того, что Гарри ещё не готов к правде, когда того, что правда может его совратить. Ошибкой Дамблдора было то, что он недооценивал Гарри, а порой проводил параллели с самим собой, опасаясь, что на мальчика могут подействовать те же искушения.
Заранее готовил Гарри, как жертву во имя победы. Узнав о крестражах и сопоставив факты, Дамблдор быстро понял, что в самом Мальчике, Который Выжил хранится частица души его злейшего противника. И для того, чтобы одолеть тёмного повелителя, эту частицу также нужно уничтожить. И никакого иного выхода мудрый профессор здесь не видел: Гарри должен разделаться со всеми крестражами, а затем принести в жертву самого себя, при этом не зная об уготованной ему участи до последнего момента.
Сторонниками дамбигадства это используется, как главный аргумент - апогей холодной расчётливости внешне доброго и благодушного волшебника. В довесок припоминаются и другие случаи манипуляции директора своими союзниками - он выдавал членам Ордена Феникса крайне скупые обрывки информации, заставляя действовать, полагаясь лишь на его авторитет; он сыграл на горе Северуса Снейпа по погибшей женщине, которую тот любил, убедив таким образом стать шпионом в рядах Пожирателей, а затем и вовсе заставил агента пойти на морально тяжёлое для того убийство. Каждого, кому Дамблдор когда-то помог и кто за это был безгранично ему благодарен, он затем использовал в своих целях, играя на их благодарности и преданности.
Что здесь можно сказать? Старый добрый волшебник действительно вёл себя расчётливо. Но становится ли он от своей расчётливости плохим человеком?
Для того, чтобы это выяснить, давайте вспомним, против кого Дамблдор вёл свою, как это говорится в определённых кругах, Большую Игру. Да, против Волан-де-Морта. Самого опасного тёмного мага всех времён и народов. Можно ли победить такого противника, не прибегая к хитрости, манипуляциям и холодному расчёту? Ну... будь вселенная "Гарри Поттера" доброй сказкой - то да. Однако ГП - далеко не добрая сказка.
Дамблдор много думал, находил оптимальные пути решения той или иной проблемы - и использовал других людей для этого. Презирая юношескую идею об оправдании грязных поступков "общим благом", он всё равно был вынужден частенько идти на сделку с совестью ради общего блага.
А ещё - ошибался. Много. И, порой, страшно. Да что там - откровенно лажал, ставя под удар буквально всё.
Однако, если уж говорить о его манипуляциях, то во многих случаях они действительно казались директору единственным возможным путём. Отличительная черта персонажа, который является положительным или стремится к положительности - способность признавать свои ошибки и раскаиваться. Жалел ли Дамблдор обо всех своих промахах, о своих слабостях, о своём эгоизме? Да. Старался их искупить? Тоже да. Играл чужими судьбами только из собственной прихоти? Нет, а потому, что видел в этом необходимость, без которой не одолеть самое страшное зло.
Стопроцентно положительным персонажем Дамблдор не является. Честно говоря, стопроцентно положительными персонажами не является почти никто из поттерианы - почти у всех какие-то нелицеприятные стороны да найдутся. Есть скорее положительные и скорее отрицательные. Так вот - Альбус Дамблдор относится к первой категории. Он не стремился к господству на протяжении большей части своей жизни - получив страшный урок, решил не искушать себя своей слабостью и последовательно отказывался от предложений занять пост министра магии, который дал бы ему возможность влиять на жизнь магического сообщества. Используя союзников, он, однако же, искренне о них заботился, стараясь минимизировать риск для их жизни и здоровья - само собой, не всегда удачно. Оступаясь - корил себя и мучился виной, не всегда удачно, но стараясь усвоить урок и впредь действовать правильно. Что не особо тянет на признак отрицательного персонажа.
Так что - да, человек Дамблдор сложный и неоднозначный, трагический... но не плохой.
Другие статьи по Гарри Поттеру: