Найти в Дзене
Мир глазами историка

Главные богатыри советского кино часть 3

В прошлых публикациях канала рассказывалось о том, как богатырская тема вошла в репертуар советского кинематографа двумя ипостасями: исторического кино и фильмов-сказок. Но этим богатырская тема в советском кино отнюдь не была исчерпана. Нельзя обойти вниманием уже вскользь упомянутый фильм знаменитого режиссёра сказочного жанра Александра Птушко, в котором сыграли многие известные актёры героического амплуа — "Илья Муромец" (1956). Главную роль в фильме исполнил герой ещё одной недавней публикации канала замечательный артист Борис Андреев. Борис Фёдорович оказался идеальным Ильёй Муромцем: фактурная внешность и колоритный насыщенный низкий голос. И при этом никакой видимой наигранности, всё совершенно искренне. Конечно, все былины собрать в одном односерийном кинофильме не удалось бы в любом случае, но главные сюжетные линии: излечение Ильи каликами перехожими, поединок с Соловьём-разбойником (кто сыграл найти не удалось), конфликт из-за клеветы с князем Владимиром Красно Солнышко

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Коллаж автора из фото в свободном доступе

В прошлых публикациях канала рассказывалось о том, как богатырская тема вошла в репертуар советского кинематографа двумя ипостасями: исторического кино и фильмов-сказок.

Но этим богатырская тема в советском кино отнюдь не была исчерпана. Нельзя обойти вниманием уже вскользь упомянутый фильм знаменитого режиссёра сказочного жанра Александра Птушко, в котором сыграли многие известные актёры героического амплуа — "Илья Муромец" (1956). Главную роль в фильме исполнил герой ещё одной недавней публикации канала замечательный артист Борис Андреев.

Борис Фёдорович оказался идеальным Ильёй Муромцем: фактурная внешность и колоритный насыщенный низкий голос. И при этом никакой видимой наигранности, всё совершенно искренне. Конечно, все былины собрать в одном односерийном кинофильме не удалось бы в любом случае, но главные сюжетные линии: излечение Ильи каликами перехожими, поединок с Соловьём-разбойником (кто сыграл найти не удалось), конфликт из-за клеветы с князем Владимиром Красно Солнышко (сыграл знаменитый Андрей Абрикосов), борьба с царём Калиным (актёр Шукур Бурханов), новое обретение сына Сокольничека (актёр Александр Шворин); не были обойдены вниманием автора сценария Кочнева Михаила Харлампиевича.

Коллаж автора из фото с сайта Litbit
Коллаж автора из фото с сайта Litbit

Кстати, это единственная его работа для кинематографа. Но былинный самобытный язык героев фильма "Илья Муромец" (1956) — это не просто красивый антураж а-ля рюс. Выпускник филологического факультета МГУ и однокурсник Александра Твардовского литератор Михаил Кочнев с 1943 года в Союзе писателей СССР. Его литературная специализация — это так называемые сказы, то есть рассказы из далёкого и ближнего прошлого, но со сказочным наполнением как в сюжете, так и в стиле.

Слева направо сверху вниз: богатырь-исполин Святогор, калики перехожие излечивают Илью, посол от царя Калина, к которому применят термин "идолище поганое", тугары бегут мимо каменных идолов, предатель из бояр тайком пришёл на капище, празднование масленицы под Киевом, тугарский царь Калин восседает рядом с идолами. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Илья Муромец" (1956)
Слева направо сверху вниз: богатырь-исполин Святогор, калики перехожие излечивают Илью, посол от царя Калина, к которому применят термин "идолище поганое", тугары бегут мимо каменных идолов, предатель из бояр тайком пришёл на капище, празднование масленицы под Киевом, тугарский царь Калин восседает рядом с идолами. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Илья Муромец" (1956)

Интересно, как режиссёрам Александру Птушко и Анатолию Петрицкому вместе с автором сценария удавалось рассказывать о русском Средневековье (те самые былинные времена), обходя тему Православия. Надо отметить, что фильм снимался в разгаре атеистической пропаганды, новый виток которой начался в 1954 году. В результате не только советскому, но и современному чаще не понятно, что "идолище поганое" — это вовсе не площадная брань, а довольно точная характеристика ориентированного на поклонение своим страстям язычника. Тугары-кочевники, собирательный образ степной военной угрозы, и в наступлении на г. Киев, и в бегстве от его стен проходят мимо каменных идолов, напоминающих внешне так называемых половецких каменных баб. Предводитель тугар царь Калин восседает в своей степной резиденции рядом с сооружениями, похожими на тотемы. Это у тугар, а что в фильме у русских?

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Илья Муромец" (1956)
Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Илья Муромец" (1956)

И вот тут стоит обратить внимание на некоторые детали. Священнослужители как фоновые персонажи в фильме по вполне понятным причинам отсутствуют. Жена Ильи Ивановича Муромца Василиса (актриса Нинель Мышкова) свои мольбы обращает безадресно, как бы по современной ньюэйджевской моде некоторые сказали бы: "общается со Вселенной". Но при этом надо учесть, что фильм снимался не в историческом ландшафте, Киев в нём не исторический, а идеализированный. И всё-таки в этом ландшафте видное место занимают домонгольской архитектуры храмы, на которых даже есть кресты. Всё это и в условиях гонений могло быть оправдано потребностью в достоверной исторической картинке. Интересно, что изменник из бояр по имени Мишатычка в исполнении знаменитого Сергея Мартинсона, отправляя тайное послание, приговаривает:

— Батюшка Днепр, в наш Перунов день донеси мою весть до порогов больших до касожских к тугарам!

При этом делает он это явно на языческом капище. Если вспомнить ещё из школьной программы, что былинный князь Владимир имел прототипом в первую очередь киевского князя Владимира Святого, крестившего Русь, то можно предположить, что некоторых усилий сохранение кинокартины в знакомом зрителям виде от авторского коллектива могло потребоваться. Но, возможно, всё прошло гладко, всё-таки сюжет-то сказочный. Есть ещё один эпизод, который может смутить некоторых читателей-зрителей: сцена празднования Масленицы с участием князя Владимира вместе с супругой княгиней Апраксией в исполнении Натальи Медведевой. Но стереотип о Масленице как языческом празднике некоего прощания с зимой на самом деле имеет явно совсем недавнюю историю.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Илья Муромец" (1956)
Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Илья Муромец" (1956)

Исполнитель роли главного древнерусского богатыря Ильи Ивановича Муромца актёр Борис Андреев в таком специфическом амплуа в кино выступал всего один раз. Однако, среди его многочисленных ролей было немало героев, обладавших недюжинной силой. Вспомнить хотя бы его первую звёздную роль Назара Думы в фильме "Трактористы" (1939). Да и в упомянутом выше "Падении Берлина" (1949) его эпическую роль прошедшего всю войну солдата Алексея Иванова тоже можно считать в какой-то мере богатырской. Силача-колхозника Фёдора Грушу сыграл Борис Андреев и в весьма популярной и в наши дни кинокомедии "Кубанские казаки" (1949).

NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью наинтересующую тему. Побробности в статье, ссылка выше.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.