В прошлых публикациях канала рассказывалось о том, как богатырская тема вошла в репертуар советского кинематографа двумя ипостасями: исторического кино и фильмов-сказок.
Но этим богатырская тема в советском кино отнюдь не была исчерпана. Нельзя обойти вниманием уже вскользь упомянутый фильм знаменитого режиссёра сказочного жанра Александра Птушко, в котором сыграли многие известные актёры героического амплуа — "Илья Муромец" (1956). Главную роль в фильме исполнил герой ещё одной недавней публикации канала замечательный артист Борис Андреев.
Борис Фёдорович оказался идеальным Ильёй Муромцем: фактурная внешность и колоритный насыщенный низкий голос. И при этом никакой видимой наигранности, всё совершенно искренне. Конечно, все былины собрать в одном односерийном кинофильме не удалось бы в любом случае, но главные сюжетные линии: излечение Ильи каликами перехожими, поединок с Соловьём-разбойником (кто сыграл найти не удалось), конфликт из-за клеветы с князем Владимиром Красно Солнышко (сыграл знаменитый Андрей Абрикосов), борьба с царём Калиным (актёр Шукур Бурханов), новое обретение сына Сокольничека (актёр Александр Шворин); не были обойдены вниманием автора сценария Кочнева Михаила Харлампиевича.
Кстати, это единственная его работа для кинематографа. Но былинный самобытный язык героев фильма "Илья Муромец" (1956) — это не просто красивый антураж а-ля рюс. Выпускник филологического факультета МГУ и однокурсник Александра Твардовского литератор Михаил Кочнев с 1943 года в Союзе писателей СССР. Его литературная специализация — это так называемые сказы, то есть рассказы из далёкого и ближнего прошлого, но со сказочным наполнением как в сюжете, так и в стиле.
Интересно, как режиссёрам Александру Птушко и Анатолию Петрицкому вместе с автором сценария удавалось рассказывать о русском Средневековье (те самые былинные времена), обходя тему Православия. Надо отметить, что фильм снимался в разгаре атеистической пропаганды, новый виток которой начался в 1954 году. В результате не только советскому, но и современному чаще не понятно, что "идолище поганое" — это вовсе не площадная брань, а довольно точная характеристика ориентированного на поклонение своим страстям язычника. Тугары-кочевники, собирательный образ степной военной угрозы, и в наступлении на г. Киев, и в бегстве от его стен проходят мимо каменных идолов, напоминающих внешне так называемых половецких каменных баб. Предводитель тугар царь Калин восседает в своей степной резиденции рядом с сооружениями, похожими на тотемы. Это у тугар, а что в фильме у русских?
И вот тут стоит обратить внимание на некоторые детали. Священнослужители как фоновые персонажи в фильме по вполне понятным причинам отсутствуют. Жена Ильи Ивановича Муромца Василиса (актриса Нинель Мышкова) свои мольбы обращает безадресно, как бы по современной ньюэйджевской моде некоторые сказали бы: "общается со Вселенной". Но при этом надо учесть, что фильм снимался не в историческом ландшафте, Киев в нём не исторический, а идеализированный. И всё-таки в этом ландшафте видное место занимают домонгольской архитектуры храмы, на которых даже есть кресты. Всё это и в условиях гонений могло быть оправдано потребностью в достоверной исторической картинке. Интересно, что изменник из бояр по имени Мишатычка в исполнении знаменитого Сергея Мартинсона, отправляя тайное послание, приговаривает:
— Батюшка Днепр, в наш Перунов день донеси мою весть до порогов больших до касожских к тугарам!
При этом делает он это явно на языческом капище. Если вспомнить ещё из школьной программы, что былинный князь Владимир имел прототипом в первую очередь киевского князя Владимира Святого, крестившего Русь, то можно предположить, что некоторых усилий сохранение кинокартины в знакомом зрителям виде от авторского коллектива могло потребоваться. Но, возможно, всё прошло гладко, всё-таки сюжет-то сказочный. Есть ещё один эпизод, который может смутить некоторых читателей-зрителей: сцена празднования Масленицы с участием князя Владимира вместе с супругой княгиней Апраксией в исполнении Натальи Медведевой. Но стереотип о Масленице как языческом празднике некоего прощания с зимой на самом деле имеет явно совсем недавнюю историю.
Исполнитель роли главного древнерусского богатыря Ильи Ивановича Муромца актёр Борис Андреев в таком специфическом амплуа в кино выступал всего один раз. Однако, среди его многочисленных ролей было немало героев, обладавших недюжинной силой. Вспомнить хотя бы его первую звёздную роль Назара Думы в фильме "Трактористы" (1939). Да и в упомянутом выше "Падении Берлина" (1949) его эпическую роль прошедшего всю войну солдата Алексея Иванова тоже можно считать в какой-то мере богатырской. Силача-колхозника Фёдора Грушу сыграл Борис Андреев и в весьма популярной и в наши дни кинокомедии "Кубанские казаки" (1949).
NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью наинтересующую тему. Побробности в статье, ссылка выше.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.