Берлинская операция 16 апреля - 2 мая 1945 года по своим масштабам и значению и значению вполне могла бы соперничать с целой войной. Именно с битвой за Берлин связана победная символика Великой Отечественной войны: знамя Победы над Рейхстагом; граффити победителей на колоннах того же Рейхстага; самоубийство в бункере под Рейхсканцелярией нацистского вождя и его главного пропагандиста. С обеих сторон в решающей битве сошлись более 3 млн человек, на самом деле операция только называлась Берлинской, но охватывала всю восточную Германию. Как часть этой колоссальной операции с 25 апреля проводился штурм самого города после его окружения. После самоубийства Гитлера А. и Геббельса Й., бегства и поимки Геринга Г. и Гиммлера Г., неизвестной тогда ещё судьбы Бормана М., нацистское государство осталось по сути без руководства при формальном вступлении в должность даже не канцлера, а правящего министра Людвига Шверина фон Крозига и назначении на возрождённую должность президента Карла Дёница. Впрочем, так называемое фленсбургское правительство было арестовано только 23ммаябПоэтому Берлинская операция безусловно решающая в окончании войны в Европе.
Хотя последней столицей, освобождённой от нацистов, и была Прага. В этом есть тоже некоторый символизм: гитлеровская агрессия по сути началась с Чехословакии, хотя поначалу всё выглядело едва ли не совсем мирно. В сражениях Берлинской операции покрыло себя неувядаемой славой и Войско польское, сражаясь бок о бок с подразделениями и соединениями Красной Армии. И, наверное, только присутствие сразу двух правительств, каждое из которых отнюдь не могло похвастаться полной независимостью, не дало Польше возможности претендовать на место среди главных стран-победителей.
Стремительная и победоносная Берлинская операция не только положила конец войне в Европе, но и любым даже самым фантастическим планам сепаратного мира западных союзников с Германией, а тем паче какой-либо формы союза.
Через 4 года на киноэкраны вышел фильм со знаковым названием "Падение Берлина" (1949), который по праву можно назвать первой советской киноэпопеей. Не вдаваясь в детали, этот кинофильм можно было бы отнести к социалистическому реализму (соцреализму) по всем внешним признакам — главный герой, приближающий всеми силами "светлое будущее", описание народной жизни; высокая цель как ориентир деятельности положительных героев; роль Коммунистической партии в разворачивающемся сюжете. На самом же деле режиссёр Михаил Чиаурели по сценарию, написанному в соавторстве с Петром Павленко, создал самую настоящую эпическую поэму. Собственно говоря, эпос и должен звучать в поэтическом жанре, даже если текст и написан как проза.
В послесталинские времена эта кинокартина на телеэкраны практически не попадала, хотя ничего особенно крамольного в ней не было. По законам мифа пространственно-временные координаты в ней зачастую символичны, потому местами сюжет кинокартины имеет вневременной характер. Фильм состоит из 2-х серий, начало первой напоминает начальные строки "Сказки о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его верном слове" писателя-романтика Аркадия Гайдара:
Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться.
Живи да работай — хорошая жизнь!
Начинается серия с идиллической картины мирного труда где-то в советской провинции, возможно, на Украине, поскольку показан металлургический комбинат где-то на юге, в котором трудится и ставит рекорды главный герой Алексей Иванов в исполнении знаменитого Бориса Андреева и его друг и заводской активист Константин Зайченко, которого сыграл Юрий Тимошенко, публике больше знакомый как персонаж Тарапунька в тандеме с персонажем по фамилии Штепсель. Мирная идиллия заканчивается внезапным нападением германских войск, так что для героя Бориса Андреева и его возлюбленной, молодой школьной учительницы Натальи Румянцевой в исполнении Марины Ковалёвой, романтическая прогулка среди колосьев переходит в бегство из-под бомбёжки и обстрела вторгшихся в их городок или посёлок немецких солдат. Последнее событие первой серии — Ялтинская (Крымская) конференция лидеров стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года. Вторая серия целиком посвящена сражениям в восточной Германии и взятию г. Берлина.
И вот тут для любителей выискивать всюду киноляпы настоящие и мнимые раздолье: и немецкие солдаты где-нибудь в Кривом Роге или Краматорске через пару часов после нападения на СССР; и наступление под Сталинградом с участием главного героя как бойца Красной Армии, плавно и стремительно переходящее в наступление на Берлин зимой 1945; и прибытие Сталина И. В. в поверженный Берлин почти сразу после водружения знамени на крышу Рейхстага; и, наверное, много чего ещё. Однако, следует иметь в виду, что миф может пожертвовать хронологией ради метафоры.
На самом деле главных героев в фильме двое — не только Алексей Иванов (человек с самым русским именем и самой русской фамилией), но и в паре с ним Иосиф Виссарионович Сталин в исполнении Михаила Геловани. Оба героя весь фильм действуют параллельно друг другу, не устанавливая при этом никакой неформальной связи. Интересно, что в кадре Иосиф Сталин одного роста с Алексеем Ивановым. При этом рост актёра Бориса Андреева — 188 см, рост реального, а не киношного Сталина И. В. — 169 см, может быть, чуть ниже, поскольку официальные опубликованные данные взяты из дореволюционных документов, а там они приведены в традиционной, а не метрической системе. Сталин И. В., конечно, оказывается главней по сути, но сказать, что его сюжетная линия главнее, чем сюжетная линия рабочего-металлурга и солдата Иванова А., было бы некорректно. В финале кинокартины обе сюжетные линии сливаются в одну. И вот тут главнее всё-таки Сталин И. В.
Символический приём, неоднократно применявшийся в советском кинематографе 1930-х - 1950-х годов, — это задушевный диалог вождя и человека из народа. Этот приём есть и в "Александре Невском" (1938), и в "Суворове" (1940), и в "Кутузове" (1943). В "Падении Берлина" (1949) этот приём можно усмотреть дважды:
- приезд металлурга Иванова Алексея перед войной в г. Москву по вызову-приглашению вождя;
- прибытие Сталина И. В. в поверженный г. Берлин самолётом и как бы случайная встреча двух старых знакомых, но с соблюдением некоторого пиетета.
Что интересно, в обоих случаях вождь оказывается в белом — первый раз это полувоенный френч, а во второй — мундир генералиссимуса.
Главным антигероем фильма является само собой фюрер нацистов Адольф Гитлер. Сейчас при просмотре киноленты этот образ представляется вполне узнаваемым и даже предсказуемым. Но эта узнаваемость и предсказуемость исходить из того, что как раз образ фюрера и канцлера Третьего рейха из фильма "Падение Берлина" (1949) и стал хрестоматийным и образцовым как для отечественного, так и для мирового кинематографа. Повторение для многих зрителей знакомого образа можно увидеть и в более привычной современному читателю киноэпопее о Великой Отечественной войне — многосерийном фильме "Освобождение" (1968-1971). Остальные высокопоставленные нацисты и прочие персонажи с вражеской стороны показаны тоже в большей мере вполне адекватно за исключением одного очень короткого эпизода с немецким офицером в стиле пародий, относившихся больше к Первой мировой или Гражданской войнам. В фильме показана и трагедия немцев, в своё время поверивших нацистам. Яркий эпизод персонификации — личная трагедия секретарши А. Гитлера, просившей не отдавать приказ затопить тоннели метрополитена, где у неё в госпитале были раненые братья, и оплакивавшей своего убитого в боях за Берлин сына, посылая проклятия фюреру, виновнику трагедии немцев.
Последним стоит упомянуть проявление в кинокартине тезиса о так называемом культе личности Сталина. Вопрос не в том, существовало ли в отечественной истории данное явление. Это вопрос не к фильму, точнее, не только к фильму. И целью данной публикации вовсе не является осуждение или безусловное одобрение, потому что и то, и другое обычно совершается без какого-нибудь анализа. Но в самой кинокартине есть три момента, интересно иллюстрирующих сталинский политический миф:
- Интересная зарисовка со Сталиным, предваряющая встречу Иосифа Виссарионовича и Алексея Иванова, когда вождь умилённо слушает птиц, любуется природой как сказочный герой, а потом в белом френче с лопатой в руках копошится с саженцами.
- Финальная сцена фильма, когда едва ли ни все народы Европы через своих представителей горячо приветствуют советского лидера.
- Самый интересный эпизод, проходящий сквозь весь сюжет фильма — в первой серии в своём выступлении молодая учительница Наталья Румянцева обращается к портрету Сталина И. В. со словами о неисполнимой мечте его увидеть и обнять, а в финале фильма её мечта сбывается.
Напоследок, пожалуй, стоит заметить, что Михаил Геловани, наверное, единственный актёр кино, очень точно изображавший манеру говорить своего героя Иосифа Сталина. В этом можно убедиться, если сравнить с не слишком многочисленными аудиозаписями речей вождя.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.