Найти тему
Мир глазами историка

Как масленица стала проводами зимы

Современное сожжение чучела Масленицы иногда выглядит даже несколько жутковато. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Современное сожжение чучела Масленицы иногда выглядит даже несколько жутковато. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

В первую неделю поста, когда масленичная (сырная) неделя уже закончилась, можно и спокойно порассуждать, что же это такое за Масленица и стоит ли считать её некими проводами зимы. На первый взгляд всё достаточно логично: справляется праздничная масленичная неделя, хотя и с подвижной позицией в календаре, в пределах последнего месяца зимы — первого месяца весны. Через полтора с небольшим месяца христианская Пасха — праздник Воскресенья Христова. Тоже своего рода весна и по календарю, и как весна человечества. Но всё так, на первый взгляд, чтобы не заморачиваться подробностями. Праздники народ любит и любил всегда, потому мало кого смущает, что в природных условиях большей части России вслед за Масленицей легко и просто могут наступить морозы и выпасть снег, и зима может ещё продлиться месяц, а то и больше. А климатические условия тех времён, когда остатки языческих традиций на Руси стали приспосабливаться к христианским, были большую часть, пожалуй, суровее нынешних. Тогда какую же зиму на Масленицу в XIII веке могли провожать, если Александр Невский в конце апреля 1242 года бился с врагом на льду Чудского озера? Если что, Чудское озеро — это граница между Эстонией и Псковской областью, никак не Крайний Север.

Масленичные гулянья на Елагином острове в Санкт-Петербурге в 2017 году. Фото из архива автора
Масленичные гулянья на Елагином острове в Санкт-Петербурге в 2017 году. Фото из архива автора

Так что сырная (масляная) неделя — это зачастую ещё не приход весны, это зачастую весной ещё только пахнуло. Хотя, если Пасха поздняя, как в нынешнем году, то вроде всё совпадает — вот она Масленица, вот она и весна. Но это опять же в большом городе, за городом ещё снег лежит. Откуда же взялась эта идея, что Масленица — проводы зимы и одновременно встреча весны? В той традиции, что дошла до начала XX века, до стремительного и масштабного разрушения русской культуры установившимся в 1917 году режимом и всей деятельностью прогрессивной интеллигенции за несколько десятилетий до катастрофы 1917 года, Масленица — это в большей степени христианский, хотя и народный (не канонической традиции) праздник. В его содержании есть нечто от подлинного, а не постмодернового, Хэллоуина и святочных дней накануне Рождества Христова в плане изображения победы христианства над языческой нечистью. Кстати, наиболее близкий сценарий праздника с блинами, сжиганием соломенного чучела и прощённым воскресеньем впервые был описан в документе XV века. Но история самой Масленицы — это отдельная тема.

Проводы зимы в Перестройку. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Проводы зимы в Перестройку. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

А вот якобы народный праздник Проводы зимы — это советский новодел брежневской эпохи. Точнее, законченный современный вид он приобрёл в 1970-е — начале 1980-х годов. От прежнего, дореволюционного праздника остались блины и колорит а-ля рюс (скоморохи, типа русские народные песни и костюмы у персонала, иногда сжигание чучела). В официальном календаре такого праздника не было, поэтому проведение каких-либо праздничных мероприятий было на совести и на бюджете местных властей. Потому и дата празднования была произвольная. А началось такое своеобразное возвращение Масленицы в новой версии в связи с тем, что в 1954 году начинается активизация борьбы с религией. И поскольку хрущёвский наскок с обещанием вскорости показать последнего попа застопорился, во второй половине 1960-х наблюдался даже своеобразный религиозный ренессанс: от роста числа крещений до моды на иконы, от интереса к допетровской традиции до появления нового направления в диссидентстве; то и направленность атеистической работы изменилась. Новая обрядовость мимикрировала под русскую народную традицию, взяв на вооружение блины и другие лакомства в условиях дефицита, но отвергнув прощённое воскресенье. Правда, праздник под названием Проводы зимы в стремлении вытеснить православную Масленицу своей фантастичностью предварил подъём неоязычества. Основанием для такой формы атеистической пропаганды была господствовавшая в СССР антинаучная концепция о том, что русский народ в своей массе якобы стихийный материалист и атеист. Завершить подмену мешает сохранившиеся в народной памяти традиционное название праздника и включённость его в церковный календарь.

P. S. Статья вышла с некоторым опозданием по понятным причинам.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.

Еда
6,93 млн интересуются