Продолжаю заимствовать предложения из романа М. Додж "Серебряные коньки" для составления вариантов ОГЭ.
Сейчас концентрируюсь на синтаксисе, так как именно в заданиях 2-3 мои ученики продолжают допускать ошибки (в четвёртом тоже, бывает, ошибаются, если предложить что-нибудь позаковыристее).
Для тех, кому Дзен не показал предыдущую публикацию, оставляю ссылку:
Сегодняшние наши задания позволят не только поупражняться в синтаксическом анализе, но и узнать кое-что об устройстве голландских мельниц. А мельницы я, оказывается, люблю не меньше маяков.
2. Синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Говорят, что в Голландии около десяти тысяч больших ветряных мельниц с крыльями от восьмидесяти до ста двадцати футов длиной. (2)Они пилят лес, молотят коноплю, мелют зерно и выполняют множество других работ, но главная их задача — откачивать воду из низменностей в каналы и предотвращать наводнения, вызванные разливом рек во внутренней части страны. (3)На огромной круглой башне такой мельницы, порой возвышающейся над фабричными строениями, стоит другая, меньшая по размерам. (4)Она суживается кверху, и крыша ее похожа на колпак. (5)Верхняя башня у основания окружена балконом, а над ним выступает ось, которую вращают четыре огромных крыла с лестницами, прикрепленными к тыльной стороне.
(по М. Додж)
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложнено вводным словом.
2) В предложении 2 три грамматические основы.
3) Основа предложения 3 – стоит другая.
4) Во второй части предложения 4 сказуемое составное именное.
5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Ответ: _____________________________
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Многие (1) ветряные мельницы построены очень примитивно (2) так что (3) не худо бы их усовершенствовать (4) но (5) среди новых (6) есть замечательные. Они сами подставляют ветру свои веера (7) под таким уклоном (8) который дает им возможность (9) работать с требуемой мощностью.
Ответ: _____________________________
4. Синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «механизм мельницы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
Ученикам эти задания ещё не предлагала. Интересно, многие ли из них правильно образуют прилагательное от "мельницы"?
Свои ответы, как всегда, можно оставлять в комментариях. Всем добра и тепла.