Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Отюген: что стало со столицей Тюркского каганата?

Согласно тенгрианским верованиям, в этом месте находится пуп земли и должны располагаться столицы всех великих империй. В Орхонских надписях Отюген называется «сердцем тюрков», здесь находились столицы державы хунну, Тюркского, Второго Тюркского, Уйгурского, Кыргызского каганатов и Монгольской империи. Где же находился этот древний город? Что с ним стало? Если центром силы иранских кочевников исторически являлась Средняя Азия, то у их восточных собратьев ту же роль играло Монгольское плато. Несмотря на то, что оно хорошо подходило для пастбищного скотоводства, для размещения резиденции правителей крупного государства тут не так уж много достойных мест. Соответствующей территории следовало удовлетворять следующим критериям: здесь должно быть действительно много травы для скота; изобилие воды, чтоб стада могли быть напоены; удобная переправа – и желательно, все это должно находиться в перекрестке степных путей. Опционально поблизости должен быть лес, ведь изготовление стрел и предметов б

Согласно тенгрианским верованиям, в этом месте находится пуп земли и должны располагаться столицы всех великих империй. В Орхонских надписях Отюген называется «сердцем тюрков», здесь находились столицы державы хунну, Тюркского, Второго Тюркского, Уйгурского, Кыргызского каганатов и Монгольской империи.

Где же находился этот древний город? Что с ним стало?

Если центром силы иранских кочевников исторически являлась Средняя Азия, то у их восточных собратьев ту же роль играло Монгольское плато. Несмотря на то, что оно хорошо подходило для пастбищного скотоводства, для размещения резиденции правителей крупного государства тут не так уж много достойных мест.

Соответствующей территории следовало удовлетворять следующим критериям: здесь должно быть действительно много травы для скота; изобилие воды, чтоб стада могли быть напоены; удобная переправа – и желательно, все это должно находиться в перекрестке степных путей. Опционально поблизости должен быть лес, ведь изготовление стрел и предметов быта тоже дело важное. То есть, место должно подходить для концентрации и развертывания больших конных армий.

Подходящие условия можно было найти только на севере современной Монголии, в более низменной восточной, а не в горной западной части. Именно тут находят значительное количество памятников Культуры плиточных могил, из которой вышли древние тюрки, монголы и хунну. Неудивительно, что этот богатый край приобрел репутацию святого места.

Проблема состоит в том, что городов кочевники не строили. Их столица не была похожа на оседлое поселение, это была ставка, то есть, мобильная резиденция того или иного степного вождя. Поэтому точное происхождение Отюгена в настоящее время не определено – хотя надо держать в голове, что это, скорее, местность, а не конкретная точка на карте.

Где-то здесь
Где-то здесь

Ее помещают в широкой области от гор Хангай в Центральной Монголии до Саянского хребта в Туве. Впрочем, последнее предложение было выдвинуто на том основании, что в российской республике находится Одюгенская тайга – лес в Тоджинском районе, точное местонахождение которого забыто. По такому же принципу Отюген можно было б продлить до самой Бурятии, ведь вторая часть названия города Улан-Удэ тоже связана с этим топонимом.

Тем не менее, наиболее соответствует упомянутым нами критериям только долина реки Орхон – тем более, что именно здесь находились центры многих степных империй. Рядом есть все необходимое для кочевников и тут же расположена священная гора Отгон-Тэнгэр (Отюген-Тенгри).

Как уже было сказано, это место было центром силы еще со времен хунну. Когда китайцы изгнали это племя на север, оно обосновалось в Центральной Монголии. Вождь Тоумань, отец основателя хуннской державы шаньюя Модэ, разместил свою ставку в среднем течении реки Орхон. Именно этот человек построил здесь нечто, напоминающее столицу оседлого государства. Кочевники величали ее Луут, а китайцы называли Лунчэн – «город дракона».

Хотя после хунну степью правило много других народов, своим современным именем это место обязано древним тюркам. Его назвали в честь богини Отюген, матери-земли и супруги Тенгри. Считалось, что ее силу и степень удовлетворения своим народом можно определить по состоянию деревьев. Если они растут здоровыми и крепкими, принося обильные плоды, то земля довольна тюрками.

-3

В Орхонских надписях Бильге-кагана священный лес Отюген называется местом, откуда можно контролировать все племена. Сказано, что пока правитель и его люди живут в степи далече от оседлых государств, сохраняются обычаи и образ жизни кочевников, благодаря которым они являются такими сильными воинами.

«Если ты останешься в стране Отюкен и будешь посылать караваны оттуда, у тебя не будет никаких проблем. Если ты останешься в горах Отюкен, ты будешь жить вечно, господствуя над племенами!», - говорит Бильге-каган. Он предостерегает своих потомков от переселения в страну китайцев, где можно обрести богатство, но воины станут сытыми и слабыми.

Именно в этой области находилась ставка правителей древних тюрок во времена Первого и Второго каганатов. Во времена уйгурской гегемонии тут же был выстроен Хара-Балгас («черный город»), именуемый также Орду-Балык («столица»). Кыргызские каганы также перенесли сюда свою резиденцию, но в последующие столетия все строения обратились в руины.

В начале 12-го века Махмуд Кашгари в своем труде «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских языков») писал, что Отюген – это край, принадлежащий племени татар. Но в следующем столетии Чингисхан захватил его для себя, и в 17-ти км от Хара-Балгаса построил свою столицу Каракорум.

-4

Отюген утратил свое духовное значение после исламизации тюрок. Зато монголы даже после обращения в буддизм помнили, что здесь находится нечто сакральное. Гора Отгон-Тэнгэр стала местом поклонения божеству гнева Ваджрапани, которое считается защитником учения Будды.