Найти в Дзене
Морская коллекция

Миноносцы. 13 дезертиров Бэйянского флота. Немецкая школа

Оглавление

Гнется, гнется под ветром
      тот бамбук, что растет сиротою,
      Укрепившись корнями
      на уступе горы великой...
(Восьмое древнее стихотворение)

Согласно одной из легенд китайцы познакомились с торпедным оружием в 1874 году, когда Дагу посетил русский военный корабль и в присутствии Ли Хунчжана произвел показательную стрельбу торпедой.

Современная торпеда ведет происхождение от морской мины, которую сперва на шесте транспортировали к интересующему вражескому кораблю, а затем додумались оснастить мину собственным моторчиком, чтоб до цели она добиралась самостоятельно.

Отец торпеды, англичанин Роберт Уайтхэд, изобрел ее в 1866 году. Первый завод по производству торпед он организовал в Фиуме (Австро-Венгрия) в 1872 году. Отсюда в основном и произошло триумфальное шествие торпеды по миру. Сильную конкуренцию Уайтхэду (в переводе-белая голова) составил немецкий Шварцкопф (черная голова), хотя появились торпеды и других систем. В 1876 году британцы построили первый миноносец, а с 1878 года серийные образцы появились и европейских флотах.

Лидерами в постройке миноносцев стали Великобритания, Франция и Германия. Миноносцы были одним из основных компонентов морской мощи у появившейся во Франции "Молодой школы", предрекавшей закат броненосцев.

Ли Хунчжан планировал получить первые миноноски в качестве штатного вооружения на армстронговских крейсерах «Чаоюн» и «Янвэй» (по две на корабль), но 12-тонные паровые катера крейсеров были слишком малы для размещения торпедных аппаратов.

Бэйянский флот тем не менее стал одним из первых в мире обладателей миноносцев. В 1880 году начались переговоры о строительстве для Китая трех броненосцев в Германии. Они, кроме артиллерии, должны были нести еще и по два паровых катера для торпедных атак.

Перед заключением контракта на броненосцы китайцы заказали у "Вулкана" (Штеттин) два минных катера на пробу-в 1881 году были заложены "Гань №1"("Гань-и",«Цяньи», 乾一) и "Гань №2"("Гань-эр",«Цяньэр», 乾二) ("Сухой №1" и "Сухой №2" или «Непоколебимый №1» и «Непоколебимый №2»). Заводские номера 99 и 102.

Водоизмещение 28 тонн, длина - 26,82 метра, ширина - 3,05 метра, осадка - 1,02 метра. Двигатель - паровая машина 650 лошадиных сил, максимальная скорость - 18,2 узла, запас топлива - 12 тонн угля. Экипаж 16 человек. Вооружение - торпедный аппарат 14-дюймов, установленный на носу и способный поворачиваться на 150 градусов. Для обороны-37-мм пушка.

В июне 1884 года Ли Хунчжан посетил Вэйхайвэй, где наблюдал за учениями экипажей миноносок и остался доволен скоростью кораблей и точностью пуска торпед.

Еще шесть минных катеров китайцы получили вместе с построенными кораблями, четыре на броненосцах и два на бронепалубном крейсере, до которого усох третий броненосец в процессе финансирования.

-2

На броненосце «Динъюань» пришли миноноски «Динъи» и «Динъэр» (№1 и 2 соответственно), на «Чжэньюань»-«Чжэньи» и «Чжэньэр» (также). На крейсере «Цзиюань» прибыли "Чжунцзя" и "Чжунъи".,

водоизмещение 15,7 тонн, длину 19,74 метра, ширину 2,59 метра и осадку 1,07 метра. Двгателем была паровая машина мощностью 200 лошадиных сил, максимальная скорость 15 узлов. Стандартная вместимость угольного бункера - 14,5 тонн, максимальная - 28 тонн. Вооружение состояло из двух 14-дюймовых торпедных аппаратов, расположенных в носу катера. Аппараты находились внутри корпуса, горловины были защищены крышками. Торпедные катера имели классические обводы миноносца: корпус полностью закрывал экипаж от волн, над двускатной палубой возвышались только командирская башенка и дымовая труба. Крейсерские катера были меньше размером, всего с одним 14-дюймовым аппаратом Шварцкопфа, но со скоростью 16 узлов.

Экипаж Цинского корабля с иностранным инструктором
Экипаж Цинского корабля с иностранным инструктором

В Гуандуне наместником Лю Куньи в октябре 1879 года были созданы организовать минный арсенал и верфь под нужды Гуандунского флота.

В 1882 году «Вулкан»(Штеттин) были заказаны первые три 64-тонных миноносца (заводские номера 137-139) - «Лэйлун», «Лэйху», «Лэйчжун». В разобранном виде миноносцы привезли на борту броненосца «Динъюань» осенью 1885 года и собрали в Гуанчжоу.

Водоизмещение 64 тонны. 33,5x3,9x1,6 метра. 900 л.с. скорость 18,5 узла. Вооружение- 2x5 - 37-мм Гочкиса, 2х350-мм ТА Шварцкопфа (носовые)

В 1884 году представительство Китая в Берлине заключило с «Шихау» («F. Schichau», Эльбинг) контракт на постройку 9 торпедных кораблей для Гуандунского флота.

Экипаж китайского миноносца
Экипаж китайского миноносца

Гуандун заказал девять миноносок водоизмещением 26 тонн, с паровой машиной на 400л.с. и с одним 350-мм минным аппаратом Шварцкопфа в носовой части. Построены они были в 1885-1886 годах, заводские номера 290-298.


Тактико-технические характеристики:
Тактико-технические характеристики:

«Лэйцянь» 雷乾,, «Лэйдуй» 雷兌,, «Лэйли» 雷離, «Лэйчжень» 雷震,, «Лэйсюнь» 雷巽, «Лэйкань» 雷坎,, «Лэйгэнь» 雷良, «Лэйкунь» 雷坤

Водоизмещение 26 тонн, длина 26 м, ширина 3,58 м, осадка 1,5 м;
Двигатели-1 вертикальная паровая машина системы «компаунд», 1 локомотивный котел; 400-420 инд. л.с.; скорость 19,5 уз; уголь 2,5 т; экипаж 15 чел.
Вооружение- один 350-мм торпедный аппарат (носовой)
-6

Названия миноносцам присваивались после их прибытия в Китай, поэтому их соответствие заводским номерам является весьма условным. Миноноски планировались к перевозке в разобранном виде на борту рейсовых коммерческих судов. Одна миноноска затонула вместе с немецким сухогрузом «Ферония» у острова Терсхеллинг во время шторма 12 января 1886 года. Остальные восемь были собраны на казенной верфи в Гуанчжоу и получили однотипные названия, начинающиеся с иероглифа «Лэй» («Гром») с добавлением номера по китайской системе гадания на восьми триграммах (багуа). В феврале 1913 года миноносцы перевели в отряд патрульных судов. Корабли несли патрульную службу на реке Чжуцзян до конца 1920-х годов (по другим данным до 1925 года).

Один из  миноносцев типа «Лэй»в качестве патрульного корабля на реке Чжуцзян в период Республики.
Один из миноносцев типа «Лэй»в качестве патрульного корабля на реке Чжуцзян в период Республики.

Фуцзяньская эскадра должна была получить с «Шихау» один, но более крупный миноносец водоизмещением 115 т с двумя торпедными трубами. Он должен был отправиться в Китай своим ходом. Корабль длиной 45 м проектировался и строился под условным обозначением S-10 (заводской №303), а позднее получил название «Фулун» («Счастливый дракон») . Миноносец обошелся казне в 57 тыс. лян серебра. На ходовых испытаниях в июне 1886 г. «Фулун» показал рекордные результаты- 24,2 узла при мощности машины 1597 л. с. На момент вступления в строй он стал одним из лучших миноносцев мира.

Миноносцы. Путь счастливого дракона. «Фулун»

Командование Бэйянского флота уже в 1885 году приступило к созданию дивизиона мореходных миноносцев. Подрядчиком была выбрана германская фирма «Шихау», в 1884году построившая удачный миноносец S-1 для кайзеровского флота. После него фирма получила заказы от нескольких стран-в том числе России и Империи Цин.

Миноносец "Ю-и"
Миноносец "Ю-и"

Китайцы заказали в Германии 5 мореходных миноносцев (есть разногласия, на верфи "Вулкан" в Штеттине или на "Шихау" в Эльбинге). Это были «Цзоэр», «Цзосань», «Юи», «Юэр», «Юсань» ("Левый №2", "Левый №3", "Правый №1", "Правый №2" и "Правый №3").

"Левым №1" считался более крупный по размерам миноносец "Цзои", построенный в 1887 году в Англии Ярроу и предназначенный быть флагманом всей флотилии.

Миноносцы. Позорный выбор Ван Пина. «Цзои»

Германские миноносцы были аналогичны по конструкции британскому, но меньшего размера

Водоизмещение - 58/74 тонны, длина - 33,71 метра, ширина - 3,51 метра и осадка - 1,07 метра. На кораблях "Цзо-эр" и "Цзо-сань" стояли паровые машины мощностью 338 л.с., позволяющие развивать скорость до 13,8 узлов, на остальных трёх - машины мощностью 442 лошадиные силы, скорость - 15,5 узлов. Экипаж - 28 человек. Вооружение - по два 14-дюймовых торпедных аппарата и две пятиствольные 37-мм пушки.

Миноносцы германской постройки доставлялись в разобранном виде и собирались в Тянцзиньском арсенале.

Всего в Бэйянском флоте насчитывалось около 15 миноносцев и миноносок, точных данных нет. Из них только семь крупных : "Фулун", «Цзои» , «Цзоэр» , «Цзосань» , "Юи", "Юэр", "Юсань", а реальную боевую ценность имели только первые два.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
 фотография миноносца "Юи" в составе японского флота, где он получил №26.
фотография миноносца "Юи" в составе японского флота, где он получил №26.
Миноносец №26 (бывший "Юи") в Куре, 1896-1899 гт.
Миноносец №26 (бывший "Юи") в Куре, 1896-1899 гт.
Миноносец №27 (бывший "Юсань") в Куре в 1907 г.
Миноносец №27 (бывший "Юсань") в Куре в 1907 г.

.

Миноносец N26, бывший китайский "Юи"
Миноносец N26, бывший китайский "Юи"
-16
-17

На франко-китайскую войну 1884-1885 годов миноносцы не успели, к началу японо-китайской семь миноносцев типа "Лэй" несли службу в составе Гуандунского флота, а все остальные миноносцы и миноноски действовали в составе Бэйянского флота. В сражении при Ялу 17 сентября 1894 года участвовали только два самых больших миноносца-«Цзои» и «Фулун», но отличиться там у них не получилось.

В результате успешных действий японской армии, Бэйянский флот оказался заблокирован Объединенным флотом в Вэйхайвэе. В начале февраля 1895 года Вэйхайвэй был захвачен японскими войсками. Остатки Бэйянского флота под командованием адмирала Дина Жучана продолжали удерживать остров Люгундао, где располагалась база китайского флота.

Вместе с «Фулуном», вошедшим в состав флота в 1890 году, и миноносками с крупных кораблей, минный дивизион Бэйянского флота к началу войны с Японией насчитывал 14 единиц. Мореходных из них было семь, а имевших реальную боевую ценность-два.

«Цзои» и всю минную флотилию возглавлял Ван Пин, выпускник Тяньцзиньской военно-морской школы. Миноносцем «Фулун» командовал Цай Тингань, выпускник Тяньцзиньской военно-морской школы, прошедший стажировку во флоте США. Остальными миноносцами командовали также птенцы Тяньцзина: «Цзоэр» – Ли Шиюань; «Цзосань» – Сюй Юнтай; «Юи» – Сюй Юнчунь; «Юэр» – Лю Фанпу; «Юсань» – Цао Баошан.

Вся осада Вэйхайвэя японцами прошла без активных действий минной флотилии. В отличие от миноносников адмирала Ито, никаких ночных атак находившихся в 2-3 километрах японских кораблей не предпринималось.

-18
китайский флот в Вэйхайвэе 1895
китайский флот в Вэйхайвэе 1895

На 7 февраля 1895 года адмирал Ито назначил масштабную бомбардировку китайского флота и береговых укреплений, чтобы заставить Дин Жучана сдаться. С утра Объединенный флот начал обстрел острова Люгундао ( Первый боевой отряд и Летучий отряд адмирала Цубоя в составе крейсеров "Мацусима", "Чийода", "Хасидате", "Ицукусима", "Есино", "Такачихо", "Акицусима" и "Нанива") и фортов острова Жидао (остальные три отряда-"Фусо", "Хиэй", "Конго", "Такао", "Мусаси", "Тэнрю", "Каймон", "Кацураги", "Цукуси", "Атаго", "Майя", "Осима" и "Такао").

-20

Лишь ранним утром 7 февраля 1895 года, пользуясь гулом стрельбы и облаками дыма, «Фулун», все 6 миноносцев левого и правого отрядов, 5 миноносок с броненосцев и крейсера (шестая, "Чжэньэр" по одним данным осталась на борту броненосца и была потом захвачена японцами вместе с ним после сдачи флота 17 февраля 1895 года, по другим еще 5 января 1895 года затонула в гавани после столкновения с крейсером "Вэйюань" и была потом поднята японцами) незаметно прошли через боновое заграждение и вышли через западный проход из гавани Вэйхайвэя.

Мне кажется наиболее логичным, что в утреннем сумраке и в пороховом дыму во время перестрелки японской и китайской эскадр, Дин Жучан приказал провести самоубийственную, но дерзкую атаку противника. Некоторые исследователи считают, что командиры миноносцев сговорились о совместном бегстве.

Какая из версий ни была бы правдивой, но Ван Пин, командир флотилии на "Цзои", после успешного выхода в открытое море, в любом случае забыл про противника и на полном ходу пошел на запад к Чифу. За ним пристроились и остальные миноносцы.

Японцы, обнаружив прорыв, открыли огонь с кораблей и с позиций японских войск на берегу. Крейсера "Иосино" и "Нанива" отправились в погоню за беглецами. А затем по дезертирам открыли огонь и китайские корабли (броненосец "Чженьюань"), а затем и батареи Люгундао.

-21

Прорвался в Чифу только "Цзои". Остальные, как крейсера Серверы в битве при Сантьяго, по очереди выбросились на берег. Покинув корабль, не все экипажи захотели, смогли , успели, вывести свои корабли из строя. Японцы потом собирали трофеи вдоль берега, оценивая возможность использования китайских кораблей. Из 12 миноносцев после посадки на мель восемь можно было восстановить, а остальные были взорваны экипажами. Ремонтопригодные подлатали и отправили на ремонт в Порт-Артур, но пять миноносцев затонули при буксировке. До Порт-Артура добрались только три ("Фулун", "Юи", "Юсань").

Японцы получили невредимыми миноносцы "Фулун", "Цзосань", "Юи", "Юэр", "Юсань" и миноноску "Динъи". Миноноску "Чжэньэр" они, как уже упоминалось, сняли с трофейного броненосца "Чжэньюань" или подняли со дна гавани после капитуляции крепости. "Чжунъи"тоже взяли целой, но она затонула при буксировке во время шторма. Миноноска "Чжунцзя" была взорвана командой после посадки на скалы.

Были отремонтированы и включены в состав японского флота "Фулун"(у японцев-"Фукурю"), "Юи" и "Юсань"( у японцев №№ 26 и 27 соответственно). "Чжэньэр" стала миноносцем №28 в сентябре 1897 года.

Через несколько дней Вэйхавэй капитулировал, Дин Жучан и ряд высших офицеров отравили себя опиумом. Японцы взяли богатые трофеи, в том числе корабли. С Бэйянским флотом было покончено.

В ходе боевых действий Бэйянский флот потерял броненосец, два крейсера, малый крейсер и 11 миноносцев, еще один (поврежденный) броненосец, броненосец береговой обороны, крейсер, четыре миноносца и шесть канонерских лодок попали в руки победителей. Потери личного состава составили почти 2000 убитых и раненых, 5124 человека были взяты в плен (но вскоре освобождены).

-22

-23

Хотя китайцы свой минный флот строили в самых передовых странах (1 корабль в Англии и 25 в Германии), при этом отдавая предпочтение немецкой школе, но в боевых условиях миноносцы китайцам применить не удалось, они просто не умели пользоваться полученным оружием.

К тому же раздробленность Китая не позволила объединить минные флотилии Бэйяна и Гуандуна, что сразу бы увеличило потенциал в два раза.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам