Даже как-то неловко читать дневники императора. Признания слишком личные. «При моей жизни я никому не покажу, кроме жены, - писал сам Александр 29 июня 1868 года, - а после смерти, я уверен, никто не поинтересуется посмотреть в эти книги». Но конечно, историки поинтересовались. «Журналы» Александра III были изданы в четырех томах, и самые захватывающие страницы датируются его первыми годами в роли цесаревича - наследника престола, которым он стал после кончины старшего брата Николая.
«Тяжело было одному»
От Николая Александру перешли по наследству не только права на престол, но и невеста - датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Федоровна, которую в семье называли просто Минни.
Поначалу Александр очень не хотел на ней жениться, поскольку был увлечен княжной Марией Мещерской. Однако позже покорился воле отца и по-настоящему полюбил свою супругу.
Брак Минни и Саши был удивительно крепким. Быть может, секрет - в порядочности и искренности молодого мужа? Он настроил себя на семейное счастье. Какая хорошая запись накануне свадьбы: «Итак, это последняя ночь, которую я провожу один. Следующая будет иначе и получше этой. Не жалею я расстаться с холостой жизнью, тяжело было последнее время одному, без подруги и жены».
«Я насилу стоял на ногах»
Наконец наступил день свадьбы - 28 октября (9 ноября) 1866 года.
Записи Александра полны волнения: «В 1/4 1 пошел к Папа и там долго прождал, пока мне не пришли сказать, что туалет невесты кончен. Потом мы тронулись в церковь. Придя, Папа взял меня и Минни за руки и повел на возвышение перед алтарем. Тогда начался обряд свадьбы… Такое приятное и вместе с тем необыкновенное чувство было думать, что наконец я женат и самый главный шаг в жизни сделан. Из церкви возвратились домой. Я выбрился, а потом отдыхал перед обедом. В 5 был большой обед в Николаевской зале, с музыкой и пением. Душка Минни была особенно хороша сегодня весь день».
Далее последовали долгие светские церемонии, без которых наследнику престола было не обойтись. Молодожены принимали дипломатов в Концертной зале, танцевали полонез в Георгиевской зале («народу масса и жара страшная»), потом отправились в золотых каретах в Аничков дворец, приветствуя по дороге восторженную толпу. Далее - утомительный ужин в Желтой гостиной Аничкова дворца, и наконец ближе к полуночи все разъехались, остались только родители молодого мужа - император Александр II и императрица Мария Александровна.
«Папа был у меня в кабинете, а Мама осталась с Минни. Когда я был готов и надел свой серебряный халат, то пошел в кабинет. Сидел с Папа и разговаривал в ожидании конца туалета моей душки Минни. Такого чувства уже больше никогда не будет, как в этот вечер. У меня была совершенно лихорадка, и я насилу стоял на ногах. В 3/4 1 Мама взошла в кабинет. Я встал, крепко обнялись с Папа, просил еще раз его благословения, потом обнялись с Мама, которая тоже со слезами на глазах благословила меня и сказала, что я могу идти к Минни, что она готова и все уже вышли. После этого, окончательно простившись с ними, пошел к Минни и запер за собою дверь.
В ее комнатах уже все было потушено. Взошел в уборную, запер дверь и потом взялся за ручку двери в спальню. Сердце просто хотело выскочить. Потом запер за собою обе двери в уборную и пошел к Минни, которая лежала уже в постели. Нельзя себе представить чувство, которое овладело мною, когда я подошел к своей душке и обнялся с нею. Долго мы обнимали друг друга и целовали… Здесь дальше я не буду распространяться… Много и долго разговаривали. Много было вопросов и ответов с обеих сторон. И так мы первую ночь провели больше в разговоре и почти совсем не спали».
«Наш любимый угол, в окошках»
На следующее утро новобрачные впервые сели пить кофе в кабинете цесаревича, в уютном углу с видом на Невский. Потом это стало доброй семейной традицией. А в тот день - «приятное было чувство в первый раз пить кофе вдвоем с своей женой».
День прошел в обязательных визитах, и к вечеру юная цесаревна так устала от всех свадебных волнений и хлопот, что заболела. У Минни начался сильный жар, и Александр «не скоро мог заснуть, потому что беспокоился о ней».
Весь следующий день Минни страдала от сильной головной боли и лихорадки, время от времени проваливаясь в тяжелую дрему. Встревоженный Александр вызвал врача, а затем полночи «прикладывал к голове Минни лимон, чтобы освежить хотя немного голову, которая очень сильно болела у нее».
Спустя пару дней цесаревна поправилась. Молодожены подолгу пили чай, часами разговаривали «в нашем любимом углу, в окошках», ссорились понарошку: «Я ее упрекал, что она меня очень мало любит, за что Минни очень рассердилась и обиделась, но мы скоро помирились».
Через два года, когда у счастливой пары уже родился первенец - Николай, Александр записал в дневнике: «Сегодня ровно 2 года нашей свадьбы, они пролетели ужасно скоро, но зато счастливо, и мы не можем достаточно благодарить Господа за все Его благодеяния. Молим теперь, чтобы Господь благословил нашу жизнь и в будущем, как в прошедшем, и большего мы не смеем и желать. Я счастлив, благодарен и спокоен, и больше нечего говорить об моем семейном счастье, так я им доволен».
Читайте новую книгу автора «Радости и горести Александра III» и статьи по теме:
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Уникальный архив — в подписке Дзен Премиум
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК
Не пропустите новые уютные истории — подпишитесь на канал!