Найти тему
Журнал не о платьях

"Безумно жаль, что в большом кино Лёня не сыграл ничего равного своему актёрскому потенциалу". Взгляд Валерия Плотникова

Фото Валерия Плотникова
Фото Валерия Плотникова

Легендарный фотограф вспоминает:

Это весенняя солнечная фотография сделана во времена расцвета Театра на Таганке. Он считался тогда средоточием всего самого прогрессивного и парадоксального в Москве. Если не каждый, то уж каждый второй точно актер Таганки оказывался личностью -- поэтом, режиссером, постановщиком, генерировавшим собственные идеи.

История этой фотографии такова. Вениамин Смехов поставил на телевидении спектакль "Воспитание чувств" по Флоберу, где были заняты почти все актеры театра. И придумал такой ход: Филатов, игравший главную роль -- Фредерика Моро, проходит мимо портретов каждого персонажа, которые затем оживают.

Смехов попросил меня, а я тогда считался "придворным фотографом" Таганки, сделать галерею портретов. Теперь эти воспоминания для меня представляют нечто вроде феерии: я был молод, Таганка переживала свои лучшие годы, на телевидении Смехову разрешено было сделать постановку -- ее не сочли вполне аполитичной.

Мне выделили в Останкино огромный павильон с обилием передвигающихся и поднимающихся приборов, пультом управления -- оснащением, о котором любая наша киностудия могла только мечтать. Прибавить к этому двадцать с лишним актеров Таганки, среди которых -- Леня Филатов, Инна Ульянова, Наташа Сайко, молодой Семен Фарада, Комаровская, Сабинин и т. д.

В одном углу высилась насыпь костюмов и реквизита, в другом -- куча мебели. Каждому моему требованию моментально подчинялись: меняли декорации, переодевали актеров. Для меня съемка совершалась абсолютно запойно и представляла ни с чем не сравнимое удовольствие: я работал не переставая 18 часов –требовалось сделать портреты быстро. Получилась портретная галерея почти всего театра.

В кадре вокруг Филатова я собрал всех героинь, по сюжету Флобера имевших с ним отношения. Ленька в цилиндре сидит в окружении женского цветника -- первоначально фотографии были выполнены в цвете и имели потрясающий эффект. Черно-белый вариант отсылает к дагерротипам начала ХХ века, вроде тех, что отпечатаны в ателье Нодаром. Я сделал большие снимки портретов размером 90х120, вставил в рамы. И когда мы вывесили эти фотографии в фойе театра, народ просто ахнул: сработал контраст политической оппозиции, бравады театра и изящества его актеров в костюмах иной эпохи.

Позднее я много снимал спектакли Таганки. Почти все -- с участием Лени Филатова, Володи Высоцкого, фотографировал их на журнальные обложки. С Филатовым у меня сложились замечательные отношения. Чрезвычайно рад тому обстоятельству, что начиная со ВГИКа, я всегда снимал актеров по собственному выбору и разумению, интуитивно понимая, кто из них чего стоит: кто талантлив, а кто проходит у начальства по конъюнктурным соображениям, как очередной герой производства.

По мере творческого становления Филатова, по мере того, как он становился известным, популярным и очень популярным, и публика полюбила в нем не только актера, но и драматурга, писателя, поэта -- его снимков у меня становилось все больше и больше. При взгляде на них меня всегда поражала слепота кинорежиссуры -- Леня был такой стильный, легкий, удивительно распахнутый, с интересным для экрана лицом, тонким графическим профилем, стремительной пластикой и завораживающим взглядом. Сейчас я, и не только я, конечно, потрясены переменой, произошедшей с ним, и переживаем за него. (Рассказ записан в 1999 году - прим. ред.). И безумно жаль, что в большом кино Леня не сыграл ничего равного своему актерскому потенциалу.

Он был удивительно органичен и убедителен в костюмах эпохи Флобера, Гоголя -- с лицом "очень в профиль", сплошное теловычитание. Роль в фильме "Экипаж", принесшая по крайней мере ему известность, достойную дарования, содержала в себе оттенок шлягерности, родственной популярности Миши Боярского.

Продолжение здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай:

Записала Наталья Шелюхаева (с) "Лилит"