Найти тему
Журнал не о платьях

"Меня привлекали кепочка, свитерок, тёмные очки режиссёров". Одно из последних интервью Леонида Филатова

Леониду Филатову на роду было написано быть кумиром женщин, он жил в окружении любви, преданности и обожания. Одна из лучших актрис любимовского Театра на Таганке красавица Нина Шацкая 21 год была его женой. Три внучки -- Оля, Таня и Маша -- соперничали друг с другом, чтобы завоевать как можно больше его любви. Старшая, Оленька, -- существо очень нежное и кокетливое -- была слабостью Леонида Алексеевича. Он ее как-то спросил: "Оленька, ты хочешь стать актрисой?". "Да!" -- охотно согласилась Оленька и в свою очередь спросила его: "А ты -- актриса?" -- "Бывшая", -- отшутился дед. Киса-Анфиса -- все со счета сбились, сколько ей лет -- жила в семье на правах дочки. Леонид Алексеевич так ее и называл: доченька. Она всегда была с ним, даже когда лечился в санатории, брал ее с собой. Анфиса лечила его, жалела и вдохновляла на литературный труд -- когда он писал, лежала на его рукописях и внимательно следила за процессом.

Специально для "Лилит" интервью брала Наталия Корнеева (Москва)

-- Что вы знаете о своих корнях, откуда вы родом?

-- О моих предках известно мне немного, знаю, что все они были крестьяне. Деда и бабушку со стороны отца совсем не знал -- их в 1939 году арестовали и они сгинули. Вот мамин отец, Николай Лаврентьевич Филатов, был немного продвинутый в сословном отношении, он был моряк.

-- Извините, наверное, это был отец вашего отца, раз его фамилия Филатов?

-- Нет, я не оговорился. (Леонид Алексеевич улыбается). Дело в том, что мои родители были однофамильцами. А познакомились они так. Мама во время войны работала в Пензе на заводе. К ней и ее подругам обратились из парткома с поручением написать письма бойцам на фронт и дали списки фамилий и номеров воинских частей: выбирайте. Мама увидела в списке фамилию "Филатов" и сказала: "Ой, Филатов, как я Филатова. Вот и буду ему писать". Так началась их переписка.

-- А продолжилась романом, когда после войны отец приехал и посватался к маме?

-- В общем, да, но папа мой был порядочный ловелас, он переписывался еще с десятком девушек из Пензы и когда после войны приехал туда, то со всеми перезнакомился.

-- Ваша семья жила в Пензе?

-- Нет, мы жили в разных местах. Отец был радистом, кстати, классным радистом, к тому же мастером спорта по охоте на лис, а в ту пору классные радисты были нужны в труднодоступных местах, поэтому мы то кочевали в казахстанских степях, то в горах Киргизии, и в конце концов мама удрала от папы: схватив меня под мышку, улетела в Ашхабад. Через некоторое время и отец появился там. Так что родным для меня городом стал Ашхабад, где я окончил школу и откуда потом уехал учиться в Москву. В Ашхабаде появились у меня первые друзья и первая любовь...

-- Первые ваши стихи были про любовь?

-- Нет, тогда меня привлекала сатира, я сочинял какие-то басни, а про любовь стал писать уже гораздо позднее.

-- Леонид Алексеевич, как всю жизнь в вас уживались литератор и актер, как вы делили себя между этими двумя призваниями?

-- В актеры я не собирался, меня влекла кинорежиссура. В детстве я очень любил кино и ничего не пропускал. Изредка на глаза мне попадался журнал "Советский экран" и я, хотя совершенно не представлял, что такое профессия кинорежиссера, засматривался на портреты Андрея Кончаловского, Андрея Тарковского, Анджея Вайды, у которых был какой-то вальяжно-мятежный образ -- кепочка, свитерок, темные очки -- мне казалось это почему-то безумно эротичным. Я знал, что кинорежиссерами становятся только в Москве, и поехал туда. Приехал с горсткой денег в кармане в июне, пришел во ВГИК и узнал, что конкурс на режиссуру аж в августе. Жить в Москве до августа мне было не на что, к тому же для меня было ошеломляющей новостью то, что нужно представить на конкурс какие-то режиссерские работы, я же привез только свои стишки. Кому они там были нужны, мои стишки?

Продолжение скоро, подпишись на наш канал!

(с) "Лилит"

Фото: uznayvse.ru