Трилогия мемуаров режиссера Сергея Соловьева "Начало. То да сё…"/ "Ничего, что я куру?" / "Слово за слово" - оказалась просто убойно информативной. Сколько я прочитал воспоминаний деятелей кино, а там были и Кончаловский и Ширвиндт и М. Козаков и Стеблов, но Соловьев удивил. Удивил уровнем своего саморазоблачения. И стилем этого саморазоблачения.
Вот, кажется, пишет он о своём друге, пишет добрые слова, а потом приводит пример - один, второй - и примеры говорят об обратном. Чтобы не быть голословным поведую об одной таком истории.
Поступил Соловьев во ВГИК, поехал устраиваться в общагу. Вышел на автобусной остановке, а тут квас продавали и вокруг продавщицы бегает какой-то парень в "трениках", предлагая ей в залог... комсомольский билет- самое дорогое, что тогда было у молодого человека после паспорта.
Продавщица брать его не хотела. Изнуренный парень в бешенстве читал ей лекцию о комсомольском билете. Веселил очередь. В итоге уломал, налила она ему #квас бесплатно, без залога.
Каким-то внутренним чутьем Соловьев понял, что этот парень тоже из ВГИКовской общаги. Спросил у него дорогу и тот ответил - пошли.
Парнем в трениках был будущий министр культуры СССР, член ЦК КПСС Коля Губенко. А в последние годы вице-спикер МГД от КПРФ.
Зачем Соловьев вспомнил тот случай? Чтоб подчеркнуть путь, который прошел Николай Губенко от.... до....?
Или другой случай. Сергей Соловьев уже живет в общежитии ВГИКА и как-то утром его разбудил звон бутылок. Открыв глаза, будущий #кинорежиссер увидел над собой Владимира Высоцкого.Тот легонько побрякивал двумя бутылками водки над головой Сережи.
- Пойдем! Вставай! Возьмем закуски, хорошо отдохнем - обрадовал Высоцкий.
- Володь, ты что! 8 утра!!!
И тут актер Высоцкий выдает чудовищное признание. ( Чудовищное на мой взгляд).
- мне Людка (жена Л. Абрамова) дала Аркашке ( старшему сыну) на велосипед. А я решил, что еще месяц он без велосипеда вполне прилично проживет...
И трио Высоцкий-Соловьев - Акимов (тоже Владимир) поехало в "Арагви". В ресторане на велосипедные деньги Высоцкий набрал в майонезные баночки закуски, в количестве 10. Потом купили 5 лимончиков и поехали к некому Зарику. Накрыли белой скатертью стол и устроили банкет под #песни барда.
А жена и дети ждали папку дома. Вот так-то...
И так повсюду, на протяжении всех трех томов Воспоминаний. Посвящая целые главы друзьям, вкрадчиво начиная писать о друге, Сергей Соловьев смакует такие детали, что другу бы не понравилось.
А в конце главы задумываешься - а друзья ли были Соловьев и, скажем, композитор и Шварц или Соловьев и актер Кайдановский. Ну а история жизни Соловьев-Друбич - отдельная #тема. Я посвятил этому не одну статью. В конце смотрите ссылки на те материалы.
После прочтения трехтомника мемуаров Сергея Соловьева у меня сложилось впечатление, что у нашей кино-интеллигенции свое представление о морали. Рамки это морали гораздо шире и более гибкий, чем у обывателя.Не верите? Это легко проверить. В интернете еще можно найти все три тома:
- Том 1 «Начало. То да сё…»
- Том 2 «Ничего, что я куру?»
- Том 3 «Слово за слово».
Я не ошибусь, если скажу, что прочитав все три тома можно не читать другие Мемуары кинодеятелей. Вот в этом трехтомнике собрана вся суть их мира. Это , своего рода, энциклопедия жизни. Рекомендую прочесть эту энциклопедию накануне выборов - 2021. Интереснее будет смотреть шоу на ТВ. Если, конечно, вы еще их смотрите.