Найти в Дзене

Абхазский транзит. Реальность или фантазии?

Оглавление
Источник фото сайт "ЖДграфия"
Источник фото сайт "ЖДграфия"

После начала специальной военной операции России на Украине резко изменилась международная обстановка, санкции против России привели к слому многих бизнес-процессов и логистических цепочек. Некоторые страны смогли извлечь из этого выгоду. В Абхазии тоже задумались о том, как заработать в новых условиях на транзите.

Абхазия издавна была транзитным коридором

Еще в ХIII веке на территории нынешней Абхазии появились генуэзцы., которым оказали поддержку монголы, заинтересованные в посредничекой торговле. Ушлые итальянские торговцы создали порты- поселения в самых удобных для навигации местах - Какари на месте современной Гагры, Санта-София (Алахадзы)Ю Никоффа (Новый Афон) Себастополис (Сухум) и ряд других. Со временем, генуэзцев вытеснили турки, которые также использовали Абхазию, в том числе и как транзитную территорию.

Во времена Российской империи территория Абхазии использовалась как для морского транзита, так и для сухопутного, началось строительство железной дороги, которая была завершена уже во времена СССР. В советский период территорию России связывали с Закавказьем железная и автомобильная дорога, функционировал очамчырский морской порт и аэропорт. Самым преуспевающим городом считалась Очамчыра, связывающая на себе торговые маршруты с территорией остальной ГССР, Арменией и Азербайджаном. Да, был социализм, но люди все равно зарабатывали.

После распада СССР Абхазия превратилась в транзитный тупик

Распад единой страны и абхазо-грузинская война 1992-1993 годов оборвали многочисленные хозяйственные и торговые связи, проходившие через Абхазию. До сих пор не работает аэропорт. Почти 30 лет разобраны пути на участке железной дороги от Очамчыры и до границы с Грузией. На республику были наложены санкции и несколько лет она находилась практически в полной изоляции.

Ситуация стала меняться к лучшему после признания Абхазии Российской Федерации в 2008 году, но, так как большинство стран считают Апсны территорией Грузии вести международную торговлю и участвовать в международных проектах для Абхазии затруднительно. Несколько раз поднимался вопрос об открытия транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию, но каждый раз все упиралось в политику. Грузины настаивали, что Абхазия это Грузия и грузинская таможня должна стоять на пограничном посту Псоу, а абхазы не являются участниками международного консорциума. Абхазия, понятное дело, настаивала на полноправном своем участии. Я подробно об этом писал в статье "Абхазская железная дорога. Ее история и перспективы".

В Абхазии создали рабочую группу по организации транзита грузов

Недавно в Абхазии создали рабочую группу по транзиту грузов через Абхазию, в которую вошли под руководством помощника президента Валерия Папба представители министерства экономики, таможенной и пограничной служб, сухумского аэропорта, железной дороги, а также представители общественности.

Участники группы рассчитывают, что после 24 февраля 2022 года глобальная трансформация логистических процессов позволит Абхазии зарабатывать на транзите. Тем более, что Турция стала одним из основных транспортных хабов, а с турками Абхазия торговала еще в 90-е годы, пусть турецкое руководство до сих воздерживается от признания Абхазии.

По словам одного из участников группы журналиста Инала Хашиг уже начались транзитные перевозки через очамчырский морской порт и абхазскую железную дорогу из Турции на Россию и обратно, абхазский бюджет начал получать от транзита деньги. В 2024 году обещают открыть сухумский аэропорт. Участники рабочей группы порекомендовали президенту страны снять ограничения деятельности КПП "Ингур" на границе с Грузией. Напомню, что сейчас любая торговая деятельность не в личных целях через этот пропускной пункт запрещена.

Сложно сказать, что выйдет из желания абхазской стороны наладить автомобильный транзит через Грузию. Нельзя сказать, что грузины в этом заинтересованы настолько, чтобы не сделать попытку снова поднять вопрос о контроле на российско-абхазской границе. А для Абхазии это будет неприемлемо. Впрочем, поживем- увидим. Проблемой для организации полноценного и выгодного транзита через Абхазию может стать не лучшее состояние железнодорожной инфраструктуры, но вроде бы на это выделяются из российского бюджета. В любом случае, транзит для Абхазии дело выгодное.

Абхазская оппозиция критикует

Абхазская оппозиция привычно раскритиковала власть и по поводу транзита. Бывший заместитель министра экономики Ахра Аристава сказал в том числе следующее:

Очередная утечка из администрации президента о создании рабочей группы по транзиту грузов ещё раз показывает всем об отсутствии цельной стратегии и плана у власти. Ясно, что в текущих условиях войны санкций с западом, больше всех транзит необходим России. Вопрос в другом -сформировать интересы Республики Абхазия, тем более для граждан Абхазии это больше политический вопрос, нежели экономический. Хотя бы вопрос списание долга за железнодорожный кредит можно поставить. Мы это не слышим. То что хочет российское руководство озвучил Посол РФ на встрече с женщинами Абхазии. Рассказывать народу, про то, что хочет Россия, про интересы России, интересы российского бизнеса третий год никак нельзя назвать национальной политикой, национальной повесткой.

Напоминаю, что я с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

Координатор партнерства "Абхазские проекты" Кирилл Базилевский

#абхазия #транзит #паралельныйэкспорт #экономикаабхазия

Спасибо что дочитали статью до конца и поставили 👍

Подпишитесь на канал "PRO Абхазию с Кириллом Базилевским", будет еще много интересного!

Подписывайтесь на мой Телеграм канал "Базилевский PRO Абхазию"

Возможно, вас также заинтересует мои статьи: