282 подписчика

Сахалин и Итуруп- 2023. Заброшенная железная дорога. Грязевой вулкан.

Сегодня утром прилетает Аня.


"Увы, мой друг, теперь нас только трое,

но то же в нас стремленье роковое!"

Только не "увы", а "ура",

и не "только" а "целых".


А "
стремленье роковое" заключается в желании пройти по куску заброшенной японской железной дороги недалеко от Южно-Сахалинска. И навестить по дороге грязевой вулкан.

Железную дорогу Тоёхара (Южно-Сахалинск) - Маока (Холмск) японцы построили за семь лет и к 1928 году она была готова. Дорога эта очень сложна по рельефу - сплошные сопки на пути. Поэтому 15 туннелей и 35 мостов на этой дороге - совсем не инженерный изыск, а настоятельная необходимость. Что поделать, не умеют поезда передвигаться по крутым подъёмам и спускам.

Есть такой исторический анекдот:

Перед строительством первой российской железной дороги пришли инженеры (точнее, PM по-современному, руководители проекта) к тогдашнему государю, Николаю I.

С серьёзнейшим вопросом.

"Царь-батюшка, - говорят- у европейцев колея железнодорожная 1435 мм, может, нам пошире слегка сделать?"

На.уй шире! - сказал, как отрезал, царь-батюшка и пошёл заниматься государственными делами.

А царя как ослушаться?

На х.й шире и сделали.

Не разобрались, что у слов "на.уй" и "на х.й" значение всё-таки разное. Правда, поскромничали - х.й у них получился всего 85 мм.

С другой стороны, самая первая российская железная дорога, Царскосельская, имела колею 1829 мм...

Так вот, японская железная дорога, которая досталась нам после 1945 года, имела ширину 1067 мм. Тут разница если и на х.й, то явно не на человеческий.
Так вот, после 1945 года возникла проблема: в стране с жд колеей 1520 мм есть железная дорога с колеёй 1067 мм.
Если быть точнее, особенно острой проблема становилась по мере устаревания подвижного состава (после 1945 года оставался какой-то запас японский локомотивов и вагонов). Сначала ремонтировали подвижный состав, доставшийся вместе с дорогой, потом начали закупать поезда (в том числе и бывшие в употреблении) в Японии.

Мера вынужденная, не разворачивать же производство узкоколейных вагонов и локомотивов из-за одного (пусть даже и очень большого) острова!

Так что параллельно с эксплуатацией японских железнодорожных изделий в 2003 году начали переделывать бывшие японские пути под наш стандарт. Работа была проделана большая (приходилось, в частности, и тоннели расширять!) и закончилась она только в 2020 году. До этого времени на пригородных линиях (их переделывали последними) можно было увидеть старые японские поезда.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".

Сейчас на них тоже можно посмотреть, но уже в железнодорожном музее Южно-Сахалинска.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-2

Там, кстати, не только японские поезда - там и вот такие монстры попадаются!

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-3

За инфу о заброшенной железной дороге, фотографии и видео спасибо https://yapet.livejournal.com и https://varandej.livejournal.com

Горный участок дороги Тоёхара (Южно-Сахалинск) - Маока (Холмск) считался самым красивым в СССР. Но красота - красотой, а деньги - деньгами. В 1994 году, после подсчёта стоимости реконструкции, было принято решение участок Южно-Сахалинск - Холмск из эксплуатации вывести.

Мы хотим пройти по заброшенному фрагменту железной дороги от станции "Перевал" до станции Новодеревенской.

От СНТ "Звёздочка" через ст. Перевал до грязевого вулкана

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-4

От грязевого вулкана до ст. Новодеревенская

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-5

Ка выяснилось, от СНТ "Звёздочка" почти до самой станции "Перевал (место на первой схеме, где тропа разворачивается почти на 180 градусов) идёт вполне посильная даже для легковой машины дорога. Грейдер, но приличный. Мы этого не знали, поэтому доехали до СНТ на такси и дальше пошли пешком.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-6

Ещё одна задача этого дня - гигантские лопухи! Найти самые большие и сфотографировать.

Эти маленькие :(

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-7

А вот это уже что-то!

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-8

Незнайка на Луне и «Общество по выращиванию гигантских растений»

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-9

По дороге встречались водопадики,

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-10

мы для очистки совести зашли на агриллитовый карьер - в целом ничего особо интересного. Кроме лопухов, конечно :) В целом, вполне можно проехать этот кусок дороги на машине.

А вот и станция Перевал. От неё пойдём уже по железной дороге.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-11
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-12

На перевале, как положено, съели шоколадку :)

Здесь бывшая железнодорожная линия заросла не так сильно, как между Чёртовым и Ведьминым мостами. Вдоль бывшей железной дороги идёт колея, и проехать если не на машине (подготовленной, естественно), то на квадроцикле можно практически везде.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-13

Славен этот путь огромным количеством различных инженерных сооружений - насыпей (проходящих по гребням сопок), подпорных стенок и пр. Но больше всего обращают на себя внимание галереи и тоннели. Их здесь уйма, они разнообразны по форме и находятся в различной степени сохранности. Но на голову вроде ничего (кроме капель) не падает :)

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-14
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-15
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-16

Часто на стенах можно встретить выплески таланта различных авторов. Самого разного качества.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-17

От банального слова из трёх букв (я не про РЖД) до вполне себе соответствующих месту композиций.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-18
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-19
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-20
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-21

Форма порталов туннелей весьма разнообразна.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-22
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-23
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-24
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-25
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-26

Самый длинный на этом маршруте туннель, наверное, немногим меньше километра.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-27
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-28
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-29
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-30

Степень сохранности, как я уже писал, разная.

Здесь туннель подустал и через отверстие в стене насыпался песок.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-31
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-32

А здесь кирпичные стены "лечили", заливая в отверстия бетон.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-33
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-34

Знаете такую компанию - ТрансТелеКом? Они вдоль железнодорожных линий оптоволокно прокладывали. Так вот - линия уже не работает, а оптика ТТК вдоль линии лежит! Может быть, даже рабочая...

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-35
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-36
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-37

Встречаются заросшие буйной зеленью полуразрушенные строения (станционные, видимо).

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-38

Ну и гигантские растения, конечно!

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-39
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-40

А вот и грязевой вулкан!

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-41

Он находится немного в стороне от железной дороги, но не очень далеко.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-42
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-43
Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-44

Прошлый раз извергался в 2011 году. Сейчас представляет собой поле засохшей глины с пузырящимися лужами глинистой жижи.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-45

Кроме Южно-Сахалинского грязевого вулкана на Сахалине есть ещё два: Пугачёвский (недалеко от 165 км трассы Южно-Сахалинск - Оха) и Дагинский (в 30 км севернее гор. Ноглики). Из всех трёх "наш" самый большой (если верить Сахалинмедиа https://sakhalinmedia.ru/news/493711/) и самый доступный. Ну и возможность побродить по туннелям делает маршрут к нему интереснее.

На тропе от Новодеревенского до грязевого вулкана - информационные щиты с рассказом про железную дорогу

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-46

...и предупреждениями о том, как опасно по ней ходить. Спасибо, Кэп, очень своевременно. Знали бы - ни за что бы не пошли :)

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-47

До финиша нашего путешествия осталось совсем немного. Впрочем, и сил у нас осталось не так чтобы дофига.

Сегодня утром прилетает Аня. 
"Увы, мой друг, теперь нас только трое,  но то же в нас стремленье роковое!" Только не "увы", а "ура",  и не "только" а "целых".-48

К счастью, от Новодеревенского можно вызвать такси, чем мы и воспользовались.

Прошли мы около 25 километров по жаре (тут, впрочем, выручали туннели).

Если есть желание просто посмотреть на грязевой вулкан, есть смысл добираться до Новодеревенского и идти туда радиально - времени и сил уйдёт значительно меньше. Ну или, если хочется пройтись по всему куску железной дороги, доехать на машине до станции Перевал - маршрут уменьшится километров на 7-8.

Все записи по этой поездке:

Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать здесь:

https://vremya-uhodit.livejournal.com/

Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!