Метро в Тегеране есть.
И метро немаленькое.
Постройку планировали начать ещё в семидесятые годы, при последнем шахе. Французы (конкретно - компания SOFRETU) выиграли тендер на строительство. Компания провела проектные работы и даже в 1978 году начала строительство первой линии...
Но в 1979 году случилась Исламская революция.
А потом, практически без паузы, началась война с Ираком, которая длилась целых 8 лет.
Какое-то время было Тегерану было не до метро.
Но в 1985 году, ещё до окончания войны (которая закончилась в августе 1988 года), Меджлис одобрил план строительства тегеранского метро. План практически не отличался от проекта SOFRETU.
Строительство метро - дела небыстрое. Первая линия наземного метро от площади Азади до Караджа (город- спутник Тегерана на севере) заработала только в 1999 году.
Наземная линия:
В 2000 году начала работу и первая подземная линия.
Строительство продолжилось, и на сегодняшний момент общая длина тегеранского метро, состоящая из 7 линий и 150 станций (включая наземные линии), составляет 266 км.
На улице входы обозначены вот таким значком:
Входные павильоны - самые разнообразные.
К сожалению, у нас не было времени всласть покататься на метро. Судя по фото в интернете, есть очень красивые и оригинальные станции.
Турникеты.
Интересный факт: билеты в метро (увы, не жетоны, годные для коллекции, а просто кусочки чековой ленты с напечатанным QR-кодом) продаются либо в кассах, либо в автоматах. Когда мы первый раз пришли в кассу, милая девушка - кассир (безошибочно угадав в нас туристов) замахала руками, дескать, "ноу кэш". Очень удивилась, что у нас есть банковская карта, и по ней продала нам билеты. Автоматы тоже продают метробилеты только за безнал. Наверное, есть способы и за нал билеты купить, но мы про них не узнали.
Кстати, об отзывчивости иранцев: стоило на пару секунд зависнуть у автомата по продаже билетов (а как не зависнуть - там всё на фарси!), сразу же находился добрый самаритянин, который помогал нам купить билеты.
Стоит проезд на наши деньги около 10 рублей за один билет.
Станции, на которых мы были, залегают довольно глубоко. Так как строительство начиналось ещё во время войны, думаю, про тему использования метрополитена в качестве убежища строители тоже не забывали.
Оформление:
Предупреждения на станции:
Главное отличие: в метро есть специальный женский вагон! Первый. Пишут, что ещё последний - женский, но на это мы внимания не обращали.
Остальные - унисекс. В час пик (а мы один раз попали в час пик в метро) пассажиров - как сельдей в бочке. И мужчины, и женщины - все вперемешку, как и в Москве.
Читал также, что существует цветовая дифференциация сидений на станциях, дескать, жёлтые - для женщин.
Даже если это и так, это не особо соблюдается.
А так - метро как метро.
Так же все в телефоны пялятся
По вагонам ходят попрошайки, коробейники и непризнанные музыканты (в Москве от этого уже стали отвыкать).
Метро в Тегеране продолжает расти. Строится 2 линии, планируется ещё три.
Из Wiki:
И ещё: в Тегеране два аэропорта: Мехрабат (THR) и Имам Хомейни (IKA). До обоих можно добраться на метро!
Ну а кроме этого, метро есть не только в Тегеране:
Так что нам ещё кататься и кататься!
Все записи по этой поездке:
https://dzen.ru/suite/92ca7260-ee38-4b89-aa18-acfcc3de0b40
Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать на
https://vremya-uhodit.livejournal.com/
Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!