Многие, наверное, уже слышали о том, что документальный фильм «Навальный», вышедший в апреле прошлого года на платформе CNN, стал призером в своей номинации премии Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA. Но на саму церемонию вручения наград в Лондоне не пустили одного из участников съемочного процесса фильма – журналиста-расследователя Христо Грозева.
Организаторы церемонии объяснили это тем, что присутствие расследователя на ней создаст угрозу общественной безопасности – Грозев может стать мишенью для покушения со стороны тех, с кем он борется, а это увеличивает риски для остальных участников мероприятия. По этому поводу у нас развернулась, как водится, целая дискуссия – кто-то считает, что забота организаторов о безопасности была оправданной, а кто-то думает, что журналиста не пустили зря, дав понять потенциальным заказчикам покушения, что им удалось организаторов запугать.
При всем рациональном понимании необходимости подобных мер я все же склоняюсь к сторонникам второй позиции. Потому что именно страх – главный способ удержания власти и сохранения контроля над ситуацией любой системы зла. Такие системы только на страхе и держатся, по большому счету – все остальные способы либо слишком ситуативны и ненадежны, либо требуют чрезмерно больших ресурсов. И показывать такой системе зла свой страх – значит, показать ей, что ее усилия увенчались успехом, она добилась того, чего она хотела.
Как говорила в «Гарри Поттере» Гермиона Грейнджер, «страх перед именем только усиливает страх перед тем, кто его носит». Кто читал или смотрел произведения сказочной саги, помнит, что самому Вольдеморту очень нравилось, что его имя волшебники боятся произносить. Это было важным элементом в построении его собственной системы зла, которая только на страхе и держалась. Чем сильнее был страх, тем прочнее укреплялась его власть. А разрушилась она только благодаря бесстрашию юных волшебников из Хогвартса, которые, в отличие от взрослых, смогли показать, что они Вольдеморта не капли не боятся. И именно это отсутствие страха и стало той самой кощеевой иглой, которая и уничтожила главного злодея.
Когда главный герой премированного фильма говорил «Я не боюсь, и вы не бойтесь», он имел в виду, как мне кажется, именно этот страх, который удерживает систему зла в силе и вообще наделяет ее тем самым иллюзорным могуществом, которым она в действительности не обладает. Величие этой системы прямо пропорционально величию страха, который она внушает – уберите из уравнения этот страх, и король тут же окажется в невидимой никому мантии.
Культивировать этот страх вне системы, в свободном мире – значит, укреплять и цементировать систему зла. Демонстративно игнорировать этот страх, разоблачать его безосновательность и никчемность – значит, содействовать разрушению системы зла.