Найти в Дзене

Злодеи-безумцы и злодеи-демиурги – в чем разница?

Автор уважаемого и замечательного канала Без лицемерия открыла на днях интересную дискуссию, в которой спросила у читателей, известны ли им какие-либо правители в истории человечества, которые были абсолютными безумцами и творили зло ради зла. Я коротко высказалась в комментариях, но хочу развить эту тему поподробнее, потому что она очень связана с темой моей статьи о злодеях-демиургах и злодеях-одиночках.

Как я уже там писала, это два разных типа злодея. Безумец-одиночка противопоставляет себя миру, поэтому не выстраивает систему зла и не стремится стать ее демиургом. Он и без этого достаточно уверен в себе, считает себя сильным и непобедимым, а всех нормальных людей – жалкими и слабыми. На то он, собственно, и безумец. Единственным авторитетом для него являются только такие же безумцы-психопаты, как он сам – именно их историями он жадно интересуется и берет с них во многом пример.

Во всех true crime историях про разных реально существовавших маньяков и садистов этим моментам уделяется очень много времени. Как они презрительно отзываются об «обычных людишках», своих жертвах и полицейских, которые долго не могли их поймать, с каким интересом выслушивали о преступлениях других маньяков и даже подражали им – так что можно считать с уверенностью, что это правда. Никакие сложно организованные криминальные системы, никакие банды, никакая мафия таким злодеям не нужны – они действуют в одиночку и наслаждаются этим. Они действительно творят зло ради самого зла, и только это им и нужно.

 steamcommunity.com
steamcommunity.com

Злодей-демиург же, напротив, начинает творить зло ради какой-то определенной цели, которую порой даже может считать своей особой благородной миссией. Например, ради спасения жителей какой-то несчастной страны. Специально оговорюсь, что заниматься таким спасением могут и добрые, порядочные люди – их отличие от злодеев заключается в том, что они жителей действительно спасают, а не уничтожают вместе с их собственными жилищами. То, что для нормального человека является причиной для его действий, для злодея является поводом, благими декларациями – творит же он в итоге всегда только зло.

Кроме видимо благородных, декларативных, у злодея-демиурга могут быть и весьма прозаичные цели для совершения зла – чаще всего, это банальное личное сверхобогащение. Порядочному человеку для такого обогащения обязательно нужны какие-то эксклюзивные способности и таланты вкупе с определенным везением родиться в нужное время и в нужном месте, и это, понятно – удел единиц. Злодея же, не наделенного никаким таким везением и талантами, но страстно мечтающего о сверхбогатстве, никакая порядочность не останавливает – он может позволить себе абсолютно любые средства для достижения цели, не мучаясь особо никакими угрызениями совести.

Останавливает такого злодея, как правило, лишь система возмездия, выстроенная в обществе – строгая юрисдикция, неотвратимость наказания, институт репутации. Чтобы противодействовать ей, злодею-демиургу и нужна своя система зла – своя организованная банда, своя мафия, свой наркокартель и прочее. Потому что в одиночку противостоять системе возмездия злодей не в силах и, в отличие от злодея-безумца, хорошо это понимает.

Это понимание – и есть зерно той рациональности демиурга, которая отличает его от нерационального маньяка. У демиурга всегда есть своя собственная система зла и всегда есть то, ради чего он совершает зло – настоящее или внешнее, декларируемое.