В разговорах о системах зла и нормальных обществах, конечно, важно учитывать условность и обобщенность этих понятий. В реальной жизни, понятно, ни системы зла, ни нормальные общества не бывают чистыми и гомогенными – элементы того и другого существуют в любых государствах и любых человеческих сообществах. Везде есть зло, как и везде есть добро. В любом, даже самом просвещенном обществе есть злодеи, которые стремятся создать иерархию зла или стать ее частью. И также в любой, даже самой жестокой и безжалостной иерархии зла есть люди, которые пытаются жить по правилам нормального общества и культивировать нормальную этику.
Вопрос только в том, что из этого доминирует в структуре власти, в общем тренде развития общества, куда оно идет. Как в целом можно судить о добре и зле в человеке по вектору, по направлению, в котором он по жизни движется, так можно судить и по обществам. Если общество, преодолевая сомнения, искушения, делая и исправляя ошибки, при всем этом движется по дороге добра, к развитию и процветанию – его с чистой совестью можно назвать нормальным обществом. Если общество, наоборот, искореняет в себе все остатки цивилизованных взаимосвязей и общественных институтов, превращает их в иллюзию, суррогат, если подавляет попытки культивации нормальной этики – перед нами точно система зла.
Основная проблема идентификации заключается, на мой взгляд, в том, что системы зла всегда очень хорошо видны снаружи, но редко и практически никогда – изнутри. Люди, живущие в Северной Корее, лишенные связи с миром и адекватного представления о нем, не понимают, что они живут как-то не так, и что в современном мире можно и даже нужно жить по-другому. Возможно, им даже что-то в их жизни не нравится, но они не могут увидеть и понять причину и источник этих проблем.
Системы зла, понятно, делают внешний мир непрозрачным специально – не делай они это, им будет очень трудно удержать большую массу людей в этой системе, в подчинении и в управлении. Чем непрозрачнее внешний мир, чем ограниченнее связи с ними, чем примитивнее и идеологически регламентированнее образование и массовая культура, тем меньше у людей в системе зла адекватных представлений и знаний о том, что является настоящим добром. И тем легче им принять за добро любое зло, которое навязывает им система. И тем легче им, приняв за добро это зло, выполнять то, чего он них эта система хочет.
Непроницаемость и непрозрачность – важные условия существования системы зла и ее сохранения. Поэтому всегда, во все времена главными врагами таких систем являются те, кто способствует их проницаемости и прозрачности, обеспечивает доступ людей к информации и связи с внешним миром. Именно знания и адекватные представления о внешнем мире, о его ценностях, нормальной общепринятой этике помогают серьезно пошатнуть системы зла и способствовать их разрушению. И именно носителей и распространителей этого знания системы зла больше всего и боятся.