Найти в Дзене
Пограничный контроль

Кто творит насилие в системе зла?

Зло, которое транслируется и насаждается сегодня в обществе – определенно не настоящее, это довольно циничный, но все-таки искусственно созданный морок, за которым скрываются вполне прагматичные цели его создателей. «Это все неправда». Тем не менее, мы видим вокруг себя практически повсеместно, как это искусственно созданное зло претворяется во вполне реальное насилие – более чем ощутимое для его жертв и вызывающее ужас и оторопь у его наблюдателей. Кто реализует это насилие и как у них обстоят дела с верой в его необходимость и оправданность?

Как мне видится, среди людей, творящих насилие от имени системы зла, есть определенное количество людей, реализующих свою склонность к злу и получающих от этого явное удовольствие, например, как в случае с поэтом Артемом Камардиным или с московскими барами. Это, очевидно, не совсем здоровые психологически люди, которым система зла дала карт бланш на любое поведение, в нормальном обществе всегда осуждаемое.

Здесь же такое поведение, пусть и негласно, но возведено в разряд нормы – и злодеи могут спокойно и демонстративно творить насилие, не опасаясь ни наказания, ни осуждения. Да, определенная часть общества будет возмущена и ужаснется – но это, как считает система, идет только на пользу, больше будут бояться и меньше возникать. Возможно, кто-то из этих злодеев даже очень хорошо понимает, что делает зло. Но перестать делать зло он не может – это его единственная сущность, его единственный способ самовыражения, без нее он станет безликим, лишится, по его представлению, яркости и индивидуальности.

om-saratov.ru
om-saratov.ru

Немного сложнее, на мой взгляд, дело обстоит со всеми этими бесконечными учителями, судьями, людьми в метро, подглядывающими в чужие телефоны. С ментальной точки зрения с ними, скорее всего, все в порядке, они вполне приличные люди, занимающие определенное место в обществе, уж точно не психопаты-маргиналы. Но почему они делают то, что делают? Очевидно, что не из чистой любви к искусству или исключительно за деньги.

Элементы того и другого тут, конечно, присутствуют, но главным мотивом, думаю, является то, что для этих людей творимое ими насилие и зло считается нормой. Изначально у них не было никакого собственного представления о добре и зле, об этической норме, о том, что правильно и неправильно, хорошо и плохо. И они с готовностью приняли объяснения системы, приняв без сомнений и критики ее версию нормы, ее концепцию добра и зла. Поэтому свои злодеяния они, конечно, считают хорошими и правильными, и очень удивляются, встречая осуждение или угрозу наказания.

И самый сложный случай, как мне кажется, связан с вполне хорошими людьми, даже идущими практически всю свою жизнь по дороге добра и созидания. Как они могут творить насилие от имени системы зла? Могут, и речь идет, конечно, о психологическом насилии, которое носители архаичной этики считают вполне нормальным и допустимым. Это не только пресловутые домогательства и кумовство, это и мелкие подлости, ехидные насмешки, ерничание, стремление унизить и обесценить оппонента, даже, казалось бы, находящегося с тобой на одной стороне.

Люди, которые позволяют себе такое поведение, могут даже вполне думать, что они отстаивают позиции добра – но это совсем не так. Нельзя отстаивать позиции добра инструментами зла, а насилие, в том числе и психологическое, безусловно, является таким инструментом. И получается, что находясь на стороне добра, служа добру и отстаивая добро, люди с архаичной этикой на самом деле только помогают системе зла, принося очевидный ущерб силам добра, включая самих себя.