Когда-то давно мне пришлось довольно длительное время работать с одной женщиной, которая вела себя со мной чрезвычайно странно. Она не была моим руководителем и занималась совершенно другой деятельностью, мы просто трудились в одном здании и периодически сталкивались по административным вопросам. И в эти краткие моменты она была то необыкновенна строга и даже слегка высокомерна в общении со мной, то откровенно враждебна, а то выражала любезную симпатию, поддержку и одобрение моей деятельности.
Со стороны женщина не производила впечатления сумасшедшей – она прекрасно справлялась со своей работой, никогда не подводила других в общих вопросах, и, насколько я знаю, довольно ровно общалась с другими сотрудниками. Проблема для нее, очевидно, заключалась только во мне – казалось, она не имела ни малейшего представления о том, что я за человек и как ей себя со мной вести. Создавалось ощущение, что она просто никогда не встречала прежде подобных людей. И все привычные ей до этого способы идентификации людей, выражаемые в переносах и стереотипах, со мной были для нее недоступны.
Свое отношение ко мне она формировала спонтанно, «на колесах» - если кто-то с утра говорил ей обо мне что-то хорошее, она была со мной любезна, если кто-то выражал свое недовольство мной или критиковал меня, она становилась строга или враждебна. У нее не было совершенно никакого личного отношения ко мне и, как я подозреваю, ко всем остальным. Просто всех остальных она могла подогнать под рамки своего стереотипичного восприятия, а меня нет – ей очевидно не хватало для этого практического опыта, а также умения самостоятельно анализировать и формировать собственное мнение о людях и вещах.
Когда мы удивляемся тому, как могут люди верить в очевидные и откровенные глупости, важно, как мне кажется, понимать, как много людей вообще не имеют собственного мнения ни о чем. Они не имеют личных принципов, убеждений, установок, то есть отказались в свое время развивать себя как личность, предпочитая пользоваться готовыми решениями, чужими суждениями и стереотипами. В свое время они выбрали этот вариант существования как вполне безопасный, приемлемый и комфортный для себя, и не видят и не чувствуют в этой внутренней пустоте ничего для себя плохого и страшного.
Сейчас часто цитируют фразу Козьмы Пруткова о том, что «люди подобны колбасам – чем их начинят, то в себе и носят». Но надо помнить, что такая «начинка» получается удачной только с людьми, пустыми внутри, не имеющими собственного мнения и собственной личности, по большому счету, тоже. Человека, обладающего собственными, неотделимыми от него, индивидуальными и личными мнениями, суждениями, предпочтениями, «начинить» чем-то посторонним невозможно, никакому весомому внешнему влиянию он не поддается.
Дорогие друзья, приглашаю вас присоединиться к моему телеграм-каналу «Слово радамса», где я комментирую актуальную повестку и интересные факты из жизни нашего общества.