Андрей Михеев специально для @wargonzoya :
В последнее время мы часто читаем новости о происходящем на Ближнем Востоке. Подписываемся на новостные каналы. Смотрим видеоролики из Палестины. Из Ирана. Из Ливана. Из Йемена.
И большинство этих видео – пусть даже самых разных по формату – объединены одним.
Вот палестинец достал из-под завалов после очередного обстрела двоих маленьких детей – уже мертвых. Он что-то кричит в камеру, слова непонятны, но догадаться нетрудно. В глазах – ненависть.
Вот представитель хуситов выступает с очередным обращением. Судя по расшифровке, там – про то, что все, у кого осталась хоть капля достоинства, не могут сейчас не поддерживать Палестину. А еще – про то, что Америка превзошла фашистов в фашизме, а нацистов – в нацизме. Голос громкий, с крикливыми интонациями. Глаза почти не мигают, во взгляде – та же самая ненависть.
Вот маленький иранский мальчик – спасибо, что живой, - позирует с автоматом и гранатометом. Хочется верить, что это просто игрушки, но что-то мне подсказывает – настоящие. Парнишке от силы лет 7, он весь в камуфляже. Темные глаза по-детски ясные, но и в них видна решимость, за которой уже угадывается ненависть.
От всего этого становится физически неуютно. Понять арабов несложно: никто из них никогда не забудет о том, что происходит в секторе Газа. Что происходило в Ираке. Что происходило в Сирии.
Не забудет – и не простит.
Удивительно мне другое.
Конечно, глупо и почти кощунственно сравнивать масштабы чужой боли и реакцию на неё, но параллели с зоной СВО все-таки напрашиваются сами собой. В Донецке я общался со многими людьми, чьих близких убили украинские ракеты. С некоторыми разговаривал вскоре после обстрелов, когда эмоции еще не отфильтрованы временем. На передовой встречал ребят, которые с 14 года потеряли вообще всех родственников – и остались совершенно одни. Слушал рассказы бойцов, вернувшихся из украинского плена.
У каждого из них было предостаточно поводов для того, чтобы испытывать какую угодно ярость. И понятно, что никто больше никогда всерьез не назовет украинцев «братским народом». Но все-таки - ни у кого в глазах я не видел такой ненависти, которой переполнены арабские. У наших основные эмоции – это, скорее, недоумение и усталость.
И в этом не только наша сила – но и наша слабость. Расчеловечивание врага – это ведь не только пропагандистский трюк, но и полезный в военное время психологический приём.
Кстати, у того самого «братского народа» с ним никаких проблем. Правда, иногда это приводит их к неприятным казусам. Как, например, недавно: только украинцы начали радоваться сбитому российскому Ил-76 и придумывать «остроумные» шутки вокруг тезиса «хороший москаль – мертвый москаль», а оказалось, что в этом самолете летели домой их пленные. Чьи-то родственники, сыновья, мужья, отцы.
Упс. Неловко вышло.
Так, может, черт с ним, с расчеловечиванием? Не нужно нам это. Победим и без арабской ненависти в глазах.
…а дети наши пусть фотографируются только с игрушечным оружием.
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4276 3801 4149 1378