Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Сайкей – «молодая» классика бонсай

Оглавление

Сайкей (saikei, озелененный ландшафт) - это самое молодое направление (1960-е гг.) в культуре классического бонсай, японский вид искусства, посвященный созданию миниатюрных ландшафтов. Сайкей имеет много черт, заимствованных из японских техник бонсай, бонсэки и бонкей. Но более глубокие его корни лежат также в китайской культуре пенджинг и вьетнамской хон нон бо.

Сайкей создается на керамическом подносе с низкими краями. Внутри лотка находятся почва, камни и галька, создающие ландшафт.

Источник: https://bonsaibark.com/2015/02/15/another-state-of-the-art-saikei-by-toshio-kawamoto-this-time-in-a-completely-round-pot/
Источник: https://bonsaibark.com/2015/02/15/another-state-of-the-art-saikei-by-toshio-kawamoto-this-time-in-a-completely-round-pot/

Сайкей от бонсай отличает менее требовательное отношение к деревьям. В сайкей приветствуется использование в одной композиции различных видов деревьев, почвопокровных растений, мхов, цветов. Стиль каждого дерева не обязательно проработан – это могут быть 2-3 летние саженцы. Деревья сайкей не обязательно имеют общую крону (композицию), они лишь дополнение, требуемое «озеленение» к неживому пейзажу, которому отдается главная роль в сайкей. В бонсай главное – дерево, его форма, соответствующая тому или иному стилю, его возраст физический (история дерева) и художественный (комплекс признаков взрослого дерева, которого удалось добиться на сегодняшний день мастеру). Пейзаж лишь призван подчеркнуть эти приданные дереву черты.

Бонкей (bonkei) исторически не использовал никаких живых материалов. В нем применялись только сухие материалы, а также миниатюры животных, людей, сооружений и транспортных средств. Только со временем в композицию стали включаться небольшие живые растения и сегодня это норма. Правила же сайкей не позволяют вводить в композицию искусственные (рукотворные) элементы, подчеркивающие сюжет или масштаб композиции.

Источник: http://bonsaing.blogspot.com/2010/01/lost-treasure-3-lakeside-planting.html
Источник: http://bonsaing.blogspot.com/2010/01/lost-treasure-3-lakeside-planting.html

Сайкей в отличие от хон нон бо (hòn non bộ) , который выглядит как скалистый остров посреди водной глади, как минимум не использует в композиции воду, при необходимости заменяя ее изображение в зависимости от масштаба композиции песком или мелкой галькой. Ландшафты, которые демонстрирует сайкей, гораздо разнообразнее, чем остров в виде скалы.

Главное внимание ландшафту уделяется и в бонсэки (bonseki), но это скорее картина, нарисованная с помощью природных материалов – камней и песка. Бонсэки создаются, как правило, на черных гладких подносах и никогда не включают посадки растений. К тому же эти композиции недолговечны.

Источник: http://www.saikei.org/?page_id=151
Источник: http://www.saikei.org/?page_id=151

Сайкей проще всего перепутать с пейзажной формой пенджинга – той, в которой присутствует много деревьев и не используются фигурки людей, животных и строений. Но сайкей более реалистичен и масштабен. Масштаб и перспектива композиции сайкей подчеркивается только соотношением размера элементов ландшафта и внешним видом, как правило, массива высаженных деревьев. Чем лучше проработано это соотношение, тем «больший» пейзаж можно уместить в миниатюре. Это не просто две стоящих рядом «скалы», на выступах которых растут крошечные деревья, а например – огромное ущелье, уходящее до горизонта среди скал, поросших «бесконечным» массивом леса. Это может быть излучина реки, огибающей скальный берег и поросшая густой растительностью на другой пойменной стороне. В других композициях видится оползень части скалы, случившийся много лет назад. Защищенный от ветра скалой и расположенный гораздо ниже под обрывом, он оброс густым лесом, который сильно отличается от того, который остался выживать на вершине.

Источник: http://www.saikei.org/?page_id=151
Источник: http://www.saikei.org/?page_id=151

Сайкей не будет демонстрировать красоту ствола или мощность корней отдельного дерева. Однако те, кто занимаются сайкей, уделяют внимание подготовке посадочного материала – это не просто однолетние саженцы нужного размера – это деревья, выращенные в течение нескольких лет, и сформированные в нужном стиле. И, думается, это непросто - подготовить около десятка (возможно, больше) одинаково выглядящих, но разномасштабных деревьев. При этом все деревья должны быть миниатюрны, похожи друг на друга и формой напоминать взрослое дерево.

Источник: https://stonelantern.com/blogs/bonsai-bark/saikei
Источник: https://stonelantern.com/blogs/bonsai-bark/saikei

Есть также другие обязательные правила для сайкей, по которым его можно выделить среди других пейзажей: в сайкей обязательно используются камни. Кроме того, деревья и их корни при посадке размещаются выше края горшка. Каскадные формы деревьев на краю горшка неприменимы в сайкей, хотя это не возбраняется при посадке дерева на скалы.

Автором этой технологии считается Тосио Кавамото (Toshio Kawamoto) – японский мастер бонсай во втором поколении. Впервые термин появился в англоязычной книге Кавамото «Бонсай-Сайкей: Искусство японских миниатюрных деревьев, садов и пейзажей» (Bonsai-saikei: The Art of Japanese Miniature Trees, Gardens, and Landscapes, 1963 г.) В 1972 году Кавамото впервые выступал на американской конвенции в США.

Обложка книги Т. Кавамото «Сайкей: живые пейзажи в миниатюре». 1967 г.
Обложка книги Т. Кавамото «Сайкей: живые пейзажи в миниатюре». 1967 г.

Появление сайкей связано с обстановкой в Японии после окончания Второй мировой войны. Японцы сильны своим духом, вырастающим из хранимых традиций и культуры. Но трудно было поддерживать привычный уровень культуры бонсай среди тысяч потерянных в войну деревьев, разоренных садов, утерянной керамики. Трудно и восстанавливать прерванную за это время линию ученичества.

-8

Создание пейзажа сайкей на единственном подносе могло заменить семье целый сад бонсай. Внимания требовало каждое дерево, а практического подхода и творческой отдачи – вся композиция в целом. Однако в целом уход за композицией был не очень сложным, главное было сохранять здоровье деревьев и внешний вид композиции. Деревья, перерастающие на взгляд художника пейзаж, заменялись новыми, но изъятые из сайкей деревья, привыкшие жить в плошке, часто становились материалом для новых бонсай.

Источник: http://www.saikei.org/?page_id=151
Источник: http://www.saikei.org/?page_id=151

Кавамото, не имевший наследников, открыл школу сайкей и, отдаваясь творчеству, мало заботился о продажах своих работ в Японии, а среди его послевоенных учеников было много не американцев. Именно они распространили эту культуру по миру – начинающие и ищущие себя художники с благодарностью восприняли сайкей. Япония же восстановила свой главенствующий статус в древнем искусстве «старого доброго» классического бонсай.

Большинство иллюстраций - фотографии работ Тосио Кавамото, потому, что это – первоисточник и именно эти фото дают представление о классике сайкей.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте