Сразу после того, как в США произошла серия терактов 11 сентября 2001 года, уничтоживших в том числе здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и приведших к страшной гибели тысяч людей, художник по бонсай Роберт Пресслер (Robert Pressler) начал работать над созданием особенного бонсай «New York No Kokoro (The Heart of New York)» (Дух или сердце Нью-Йорка).
Роберт (Боб) Пресслер в 1994 году поселился в Калифорнии, и в 1996 году стал владельцем питомника Kimura Bonsai Nursery. Он часто проводил демонстрации и выездные занятия в различных клубах, но также проводил уроки в питомнике. Создание «New York No Kokoro» было коллективной работой – Пресслер привлек к работе по меньшей мере 16 своих учеников. А в детстве он жил в Нью-Йорке и познавал азы бонсай в Бруклинскому ботаническому саду, общаясь с Фрэнком Окамурой.
Для нового бонсай была специально заказана плита из материала, имитирующего натуральный камень. Плита имела около 2 метров в длину и 1 метра в ширину. По форме она напоминала очертания острова Манхеттен.
На плите было высажено 110 (по числу этажей зданий Торгового центра), очень выносливых, популярных в бонсай можжевельников Foemina Juniper (Juniperus chinensis) (можжевельники этого сорта для своего леса «Гошин» использовал в свое время Джон Нака). Высота деревьев была очень разная - примерно от 10 до 115 сантиметров. Здания Всемирного торгового центра символизировали два самых высоких дерева, стволы которых на расстоянии 25-30 сантиметров от верхушек были превращены в сухостой и обуглены.
Работу над этим бонсай группа завершила 14 октября 2001 года. Для того чтобы дать деревьям адаптироваться после посадки и провести очередное формирование, композиция была оставлена в питомнике до весны 2002 года. Пресслер рассматривал этот бонсай как живой мемориал, он намеревался отправить его в Нью-Йорк.
Для этого был создан необлагаемый налогом фонд, который был призван собрать деньги на то, чтобы обеспечить транспортировку, техническое обслуживание и создание постоянной экспозиции для этого экспоната. Собранных фондом средств не хватило, чтобы отправить уникальный бонсай в Нью-Йорк. Город посчитал, что первоначальные расходы на обслуживание бонсай должны быть обеспечены суммой в $50000.
Бонсай на долгие годы остался в питомнике Боба Пресслера.
В одном из своих уроков по пересадке бонсай, Пресслер отвечал на вопросы о том, как следует ухаживать за бонсай после пересадки. Было понятно, что он сторонник создавать для своих деревьев «спартанские условия». Если дерево находилось на солнце до пересадки – он считает ненужным прятать его в тень, считая только необходимым защитить его в первое время от сильных ветров, преобладающих в его местности. В питомнике деревья никогда не высаживаются в грунт – все деревья всегда растут в горшках, используется грунт без примеси органики – только для лиственных добавляется немного коры, полив осуществляется по мере необходимости, применяются самые дешевые неорганические удобрения («дерево само получит удобрение, если нуждается в нем»).
Отчасти такой подход сродни беззаботности, но может быть объясним интересами бизнеса, который ставит его хозяина в режим экономии не только финансовых средств, но и других ресурсов – времени, здоровья, места…
Результатом ли подхода Пресслера или досадной случайности стало произошедшее однажды с «New York No Kokoro», неизвестно. Соседский с питомником участок земли освобождался от старых деревьев. Там были спилены три больших дерева. Стоял еще жаркий август. Это изменило «климат» в той части питомника, где находился бонсай, транспортировка которого даже в пределах питомника была очень сложной задачей.
Деревья подверглись непривычно большим температурам, а как следствие этого – ее облюбовали теплолюбивые паутинные клещи. Часть деревьев композиции – как крупных, так и маленьких погибли.
Композиция была демонтирована, для ее восстановления было решено приобрести и сформировать новые деревья. Роберт планировал собрать бонсай заново в 2021 году и передать его в дар коллекции бонсай в библиотеке Хантингтона в следующем году. Но информацию о том, что это событие произошло, я пока не встречала.
Этот бонсай Роберта Пресслера, пожалуй, больше многих других современных деревьев отвечает философской позиции Сабуро Като о духе бонсай: «bonsai no kokoro» или «the spirit of bonsai» наряду с такими великими историческими деревьями, как, например, сосна Yamaki. Очень жаль, если бонсай не будет больше существовать как физический объект. В любом случае он уже существует, как «дух бонсай», как символ стремления к миру и спокойствию.
Знаете, бывает понятие «художник одной картины», «актер одной роли». У Боба Пресслера множество других прекрасных бонсай. Но даже если бы он создал один «New York No Kokoro», его имя – художника, учителя и собственника питомника - осталось бы в истории этой великой культуры.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.