41,3K подписчиков

Переселения индоевропейцев. Лес

3K прочитали

Этот текст является пятой частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга. Трейлер удобен тем, что позволит проследить основные идеи и логику будущей книги от начала и до конца. От него не следует ждать стройности, литературной проработанности и подробностей. Это только "скелет" материала. Замечания и пожелания можно высказывать в этом телеграм-канале. Если возникает желание поддержать проект, всегда можно сделать перевод на карту: 2202205092076618

1. На пути к цивилизации | 2. Протоцивилизации неолита | 3. Древние арии | Цивилизации Древнего Востока

Основные культурные группы раннего бронзового века
Основные культурные группы раннего бронзового века

Величайшей загадкой истории древних индоевропейцев является то, что что в одну и ту же эпоху (хотя и весьма протяженную - IV-II тыс. до н.э.) на одной и той же территории Восточной Европы (хотя и весьма обширной) сосуществовали носители двух подгрупп гаплогруппы R1 - R1a и R1b. В разных культурных традициях доминировала одна из этих групп. R1a: Среднестоговская, Шнуровой керамики, Срубная, Абашевская, Синташтинская, Андроновская. R1b: Афанасьевская, Ямная, Катакомбная, Колоколовидных кубков.

При этом ареалы этих культур частично перекрывали друг друга, а основные элементы хозяйственного и культурного типа - молочное скотоводство, коневодство, активное использование повозок, курганные погребения, индивидуальные погребения, выделяющие прежде всего воинов, - совпадали. С учетом того, что две гаплогруппы разделились еще в верхнем палеолите, такое тесное сосуществование общностей с давно разошедшимися мужскими родственными линиями выглядит довольно загадочно.

Напротив, совершенно абсурдны попытки сочинить некий тысячелетний конфликт между "ариями" и вымышленными "эрбинами". Если бы такой конфликт и в самом деле имел место, то весь ареал сосуществования и соприкосновения двух групп был бы буквально завален артефактами, говорящими об их враждебности. Между тем, ничего подобного не наблюдается.

Культура колоколовидных кубков: оккупация мегалитов

Расселение общности колоколовидных кубков
Расселение общности колоколовидных кубков

"Первое великое переселение народов" на рубеже IV и III тысячелетий вовлекло представителей обеих групп в движение в лесную и лесостепную Европу. Однако их маршруты оказались различными. Представители гаплогруппы R1b, исходно связанные с ямной культурой, двинулись с Балкан и Придунавья в Средиземноморье. Они сформировали культуру (или, вернее сказать - общность) колоколовидных кубков.Представители этой общности, в которых исследователи обычно видят итало-кельтов расселились по западному Средиземноморью, Иберийскому полуострову, Атлантическому побережью Франции и Испании.

Южнее Пиренеев носители погребения носителей этой культуры принадлежали преимущественно к группам неолитических земледельцев, то есть она выглядела автохтонной. А вот северней Пиренеев подавляющее большинство представителей этой культуры были однозначно представителями группы R1b, индоевропейцами. Не исключено, что некоторые элементы возникшей в Испании культуры были усвоены индоевропейцами на пути на Запад.

Этот текст является пятой частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга.-3

Характерными признаками этой культуры являются колоколовидные кубки, активное использование лошади, включая жертвоприношение коней, развитая медная металлургия. Именно индоевропейцы принесли в Западную Европу развитую медную и бронзовую металлургию. Воины этой культуры были по преимуществу лучниками. Переселявшиеся на Запад индоевропейцы принесли с собой свою мегалитическую традицию - строительство менгиров, каменных стел, увековечивавших покойного. А свои погребения представители этой культуры зачастую размещали в мегалитах предшествующего населения - дольменах, поэтому в какой-то момент принимались археологами за их строителей, хотя на деле были их разрушителями.

Ранее в регионе, занятом культурой колоколовидных кубков, проживали староевропейские группы, активно строившие грандиозные мегалитические сооружения, исполнявшие функции кладбищ и святилищ. Зона распространения мегалитов очень четко коррелирует с приморскими зонами Средиземноморья и Атлантики. Мегалиты появляются в таких далеких и вряд ли пригодных для развития высокой культуры регионах, как Оркнейские острова. Для строительства таких мегалитов как храмы острова Мальта или Стоунхендж нужна мобилизация усилий больших человеческих сообществ. Однако никакой "культуры мегалитов", деятельностью которой можно объяснить происхождение этого типа памятников.

Этот текст является пятой частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга.-4

Это отсутствие связи между географией мегалитов и выраженной неолитической культурой тем более загадочно, если учесть, что распространение мегалитов четко коррелирует с морским побережьем, при том, что атлантическое побережье никогда не было слишком комфортно для плавания. Еще удивительней, что культура колоколовидных кубков распространялась преимущественно в географической зоне "старых мегалитов", тоже по морю. Можно было бы предположить некий культурный синтез, однако именно в этой географической зоне произошло по сути полное замещение неолитического населения групп G и I на группу R1b. Некоторые авторы говорят о произошедшем в Западной Европе настоящем геноциде.

Похоже на то, что культура колоколовидных кубков и её носители распространялись именно там, где видели предшествующую мегалитическую цивилизацию, наработки которой обеспечивали им определенные ресурсы. Тут можно смутно уловить сходство с позднейшей стратегией римлян (прямых потомков этой культуры), которые расширяли свою империю именно там, где находили достаточно развитые цивилизации "на прокорм". А там, где имели дело с варварами - ничего сделать не могли.

Культура шнуровой керамики: через лес назад в степь

Этот текст является пятой частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга.-5

Другая часть индоевропейцев, носители гаплогруппы R1a, в период заката энеолитических культур, начала продвижение по лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. К 2900 г. до н.э. оформляется культурная общность шнуровой керамики (она же боевых топоров). Началось её взаимодействие со "староевропейской" (гаплогруппа I2) культурой шаровидных амфор. Синтез этот был, видимо, недобровольным - в Кошице (Словакия) найдено погребение массово убитых ударами по черепу представителей культуры шаровидных амфор. Причем как мужчин, так и женщин. А в захоронении в Эйлау (Германия), напротив были обнаружены массово убитые индоевропейцы культуры шнуровой керамики. Продвижение шнуровиков, таким образом, носило характер завоевания не в меньшей степени, чем продвижение культуры колоколовидных кубков.

К числу важнейших шнуровых культур на Русской равнине относились среднеднепровская и фатьяновская культуры, вторая из которых раскинулась на пространстве от современных Смоленска и Москвы до Казани и Чувашии (в последней открыт знаменитый Балановский могильник, который иногда даже выделяют в отдельную Балановскую культуру). Культуру шнуровой керамики небезосновательно рассматривают как предковую для славян, балтов и значительной части германцев. Тот факт, что половина русских и по сей день имеет гаплогруппу R1a вероятно говорит о том, что с момента расселения по Русской равнине "шнуровиков" генетический состав населения здесь принципиально не менялся.

Этот текст является пятой частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга.-6

Характерными приметами этой общности стали сосуды с рисунком, выдавленным при помощи шнура, а также шлифованные каменные (реже - медные) топоры ладьевидной формы. Если в хозяйственной культуре колоколовидных кубков центральное место занимала лошадь, то для культур шнуровой керамики тоже место занимала корова. Это была культура перемещающихся по лесам молочных скотоводов, по всей видимости не употреблявших говядины (как и арии известные по письменным источникам). Практиковалось, в доступном в лесной полосе объеме, и земледелие, для которого особенно интенсивно использовались плодородные поймы рек Русской равнины.

Примечательной чертой этого культурного круга стало активное распространение украшений из янтаря, широко распространенного у берегов Балтийского моря. Янтарные вещи "шнуровики" брали с собой, в том числе, и в далекие переселения.

Фатьяновские топоры
Фатьяновские топоры

Социальный строй "шнуровиков" был патриархально родовым. Для фатьяновской культуры характерны обширные родовые могильники в центре которых помещались мужские погребения с богатым инвентарем. В последний путь глав семейств снаряжали с оружием, орудиями труда, пищей в сосудах, медными и янтарными украшениями.

С продвижением фатьяновцев в лесостепи и степи Поволжья и Приуралья ряд исследователей связывает возникновение Абашевской культуры и происходящей от той Синташтинской. Если эта гипотеза верна, то состоялось своего рода "возвращение в степь" покинувших её лесных восточных индоевропейцев из группы R1a.