(The Founder, 2016, США)
Ирония судьбы: созданная Рэем Кроком (1902 - 1984), сеть ресторанов "Макдоналдс" захватила мир и нагребла эвересты долларов, а кино, снятое про самые крутые годы жизни Крока, провалилось в прокате, не окупив и собственный бюджетик в 25 млн. $. При том, что снимал его многоопытный Джон Ли Хэнкок ("Форт Аламо", "В погоне за Бонни и Клайдом", "Дьявол в деталях" и мн. др.) и снимал в абсолютно правильном ключе: цинично-ироничном и событийно-динамичном. Конечно, не в столь безбашенном, как "Волк с Уолл-стрит" Мартина Скорсезе, но скучать в "Основателе" вам тоже не дадут, пускай Крок (Майкл Китон) и не увлекается серфингом по цунами бухла и наркоты.
Поначалу герой Китона вообще неизвестно, чем увлекается, ибо жизнь у него серая и рутинная.
Рэй - коммивояжер, торгующий миксерами для кафе и ресторанов. Дела у него идут ни шатко ни валко, он постоянно в разъездах, оставляет дом на скучающую в одиночестве жену и, разумеется, весь по горло в долгах.
Короче говоря, всё хреново и бесперспективно. И тут вдруг однажды какой-то неизвестный ресторанчик из далёкого Сан-Бернардино заказывает у Рэя сразу аж шесть миксеров! Шесть, Карл... в смысле Крэк! Тех самых, которые он даже в месяц по штуке не всегда продаёт.
Ясен пень, что Рэй не устоял перед искушением лично съездить в Калифорнию и взглянуть на это "конвейерное" чудо народного кормления.
Ресторанчиком тем, как вы уже поняли, заведовали братаны Макдоналды Дик и Мак. И они взаправду изобрели революционную систему быстрого общественного питания. Благодаря чему их заведение процветало, а народ тянулся к ним толпами со всей необъятной сан-бернардинщины. Тянулся - и поглощал гамбургеры с таким азартом, что все окрестные бомжи смотрели на этот жующий народ с нескрываемой классовой ненавистью в глазах.
И пал в ножки к Макдоналдам восхищенный Рэй, и стал умолять сих праведных людей раскрыть ему секреты их богоугодного промысла. И, что удивительно, не был послан куда подальше со своими нахальными вопросами, а получил на них ответы. Причем настолько исчерпывающие, что уже не мог успокоиться, пока спустя какое-то время на задал братанам свой главный нахальный вопрос:
- А можно мне тоже к вам в бизнес? Не в ваш ресторанчик, естественно. Можно, я открою свой под вашей вывеской и по вашему строгому уставу? А лучше не один, а побольше. Так много, насколько тяму хватит.
Тут-то и выяснилось, что расширять своё дело Макдоналды упрямо не желают, поскольку и так всем довольны, цветут и пахнут.
Впрочем, не на того напали.
Это миксеры Крок продавал без фанатизма, а, почуяв настоящие крутые прибыли, быстро перевоплотился в зубастую акулу капитализма. И братья сдали свой первый рубеж - вскоре Рэй получил добро на создание франшизы.
Однако главная война между ними, уже за полное обладание брендом, была ещё впереди, пусть Крок и не входил в семейство Макдоналдов. Но разве это могло помешать кусачей акуле рынка отжать золотоносный логотип? Тем более что бешено раскрутил его, как ни крути (простите за каламбур) всё-таки Рэй.
***
В общем, да - фильму недостаёт скандальности и куража, какими нашпиговал своё кино "о настоящем капиталисте" Скорсезе ("Волк с Уолл-стрит"). И тем не менее их недостаток компенсирован яркой работой Китона и других актёров, что играют бойцов этой коммерческой битвы, имевшей место в реальности и достойной войти в учебники по современному бизнесу.
Ну а поскольку Джон Ли Хэнкок не писал учебник, а снимал игровое кино, он рассказал нам эту историю гораздо круче и веселее. И чем меньше вы были посвящены ранее в её детали, тем интереснее вам будет её смотреть, даже если вы на дух не переносите "макдоналдсы" и их пресловутую кухню.