(2017, США)
Обзора на вторую часть фильма - по этой ссылке.
Везёт этой книге Стивена Кинга на экранизации. Сначала была 190-минутная американо-канадская телеверсия 1990 года - двухсерийная сага, где Зло в лице клоуна Пеннивайза играл Тим Карри. Помнится, наши отечественные видеопираты ловко утрамбовывали это "Оно" без финальных титров на трехчасовые видеокассеты, не исключено, что втихую вырезая еще пару-тройку не ключевых эпизодов. Но в любом случае, мимо советского, а потом и российского зрителя этот достойный фильм не прошел. И даже пересматривая его в последний раз в конце прошлого века, я помню его неплохо, в особенности выдающуюся игру Карри, хотя оригинал я до сих пор так и не прочел. Как раз по причине того, что экранизация Уоллеса была достаточно эпична и подробна, чтобы, при всём уважении к Кингу, читать после нее еще и нехилого объема книжищу.
И вот спустя двадцать семь лет (что, кстати, очень символично - Зло в книге атакует городок точь-в-точь через такие же промежутки времени) некоему Андресу Мускетти вдруг доверяют снять по этому роману полноценное кино. При том, что в послужном списке Андреса доселе была лишь одна полнометражная картина: "привиденческий" ужастик "Мама". Который, однако, вопреки своему не коммерческому названию принёс своим творцам десятикратную прибыль. Вот почему создатели "Оно" и решили умножить плюс на плюс: подружить опытного хоррор-мейкера Кинга с начинающим, но уже отлично себя зарекомендовавшим Мускетти и посмотреть, что из их альянса выгорит.
А выгорела-то настоящая бомба. Оттолкнувшись от классики ужасов, Андрес в итоге превзошел свой дебютный кассовый успех с колоссальным отрывом. При 35 истраченных на съемки миллионах "Оно" заработало... аж 700 с лишним! И это мы имеем дело с экранизацией не целого 1200-страничного романа, а лишь с его первой половиной. Выход же второй части кинодилогии запланирован на будущий год, ну а кто сидит в ее режиссерском кресле, думаю, и ежу понятно.
Ругать нынешнее "Оно", как и старое, особо не за что. Римейк ожидаемо вышел современнее, динамичнее и злее. Новый Пеннивайз в исполнении 27-летнего Билла Скарсгарда тоже не подкачал. Мало того, что он более прыгучий, нежели злодей Тима Карри (что уместно - быть акробатом для клоуна не зазорно, а, наоборот, даже похвально), так еще и фишка с раскосыми безумными глазами получилась на грани гениальности. При виде такого монстроклоуна и взрослый мужик наложил бы в штаны от страха, а дети и подавно... К чему, пожалуй, и можно предъявить единственную претензию. Здешним подросткам одновременно и дьявольски страшно, и при этом у них не то, что штаны остаются сухими - даже руки, и те не дрожат. Да и их желудки под стать мочевым пузырям, тоже на удивление крепкие, хотя в какой только мерзости эти дети не пачкаются, от обычных помоев до кровищи и слизи, которой плюется в них них чудовище. Ну а про их рекордный болевой порог можно и вовсе слагать легенды. Все они настолько стоически терпят боль, не стонут, не корчатся и сдерживают слезы, что их выдержке аплодировал бы сам Джон Рэмбо. И хоть в целом малолетки играют сносно, из-за их терминаторства правдоподобие заметно прихрамывает. Что было бы еще ничего, считайся "Оно" детским фильмом. Однако его серьезный возрастной рейтинг, да и сама история ориентированы явно на взрослую аудиторию. Ну а ей гораздо труднее поверить в детей с такой спецназовской подготовкой, пусть даже они по ходу сюжета закономерно мужают и крепнут.
***
В общем, не только малобюджетные экранизации Стивена Кинга радуют в последнее время ("Кадиллак Доллана", "Громила") , но и дорогие проекты получаются очень даже на уровне. Кроме противоестественной крутизны, что просыпается в юных героях, когда им по возрасту надо вопить, трястись от страха и забиваться в угол, других вопросов к "Оно" в принципе нет. С другой стороны, тут явно переборщил сам Стивен Кинг, придумавший настолько могучее Зло, что детям из реальной жизни его было бы просто не одолеть. Лишь это объясняет поддавки, в которые сюжет играет с местными малолетками, пусть даже их игра со Злом и в кино осталась по-кинговски жуткой, красивой и драматичной - чего-чего, а этого достоинства у "Оно" не отнять.