Найти в Дзене
Живописные истории

Музыкальный театр в Париже художника Жана-Антуана Ватто | Часть 3

Предыдущая часть: Начало истории: Comédie Française (Комеди Франсез) Комеди Франсез была создана в 1680 году, когда старая труппа Мольера объединилась с другими труппами и стала единственной профессиональной французской театральной труппой в Париже. В этот период король и его министры сохраняли строгий контроль над театральной едой через систему монополий. Comédie Française извлекала выгоду из этой системы, которая запрещала другим парижским компаниям ставить пьесы на французском языке, но она также страдала от монополии Оперы на музыку, которая запрещала другим компаниям по всей Франции ставить оперы или использовать более двух певцов и шести инструменталистов. Комеди Франсез располагалась на левом берегу, на улице Fossés-Saint-Germain-des-Près. После периода, в котором доминировали классические трагедии Пьера Корнеля и Жана Расина, 1680-е и 1690-е годы принесли возрождение комического духа. Флоран Картон (Данкур), самый известный комический драматург на рубеже веков, специализиро

Предыдущая часть:

Начало истории:

Comédie Française (Комеди Франсез)

Комеди Франсез была создана в 1680 году, когда старая труппа Мольера объединилась с другими труппами и стала единственной профессиональной французской театральной труппой в Париже.

В этот период король и его министры сохраняли строгий контроль над театральной едой через систему монополий.

Comédie Française извлекала выгоду из этой системы, которая запрещала другим парижским компаниям ставить пьесы на французском языке, но она также страдала от монополии Оперы на музыку, которая запрещала другим компаниям по всей Франции ставить оперы или использовать более двух певцов и шести инструменталистов.

Жан-Антуан Ватто "Актеры "Комеди Франсез""
Жан-Антуан Ватто "Актеры "Комеди Франсез""

Комеди Франсез располагалась на левом берегу, на улице Fossés-Saint-Germain-des-Près.

После периода, в котором доминировали классические трагедии Пьера Корнеля и Жана Расина, 1680-е и 1690-е годы принесли возрождение комического духа.

Флоран Картон (Данкур), самый известный комический драматург на рубеже веков, специализировался на "комедии нравов". Этот жанр, сатирический обзор распутной нравственной среды, царившей тогда в Париже, резко контрастировал с трагедиями великого века и их преемниками, чьи темы героизма и добродетели теперь служили объектом циничных насмешек.

Музыка пьес Данкура и его современников основывалась на водевилях (от vaux de ville, «голоса города»), известных песнях всех видов, которые со временем вошли в обиход.

Эти произведения, известные как «комедии водевиля», включают дивертисменты (сцены с акцентом на музыку и танец) в конце большинства актов.

Например, «Три кузины» Данкура (1700 г.) представляет собой трехактную пьесу, в которой дивертисменты первого акта с участием деревенских мельников и второго акта с участием цыган и крестьянских пар интегрированы в сюжет как предложения двух богатых сестер двум сестрам.

Последний дивертисмент представляет собой хитрость, придуманную молодым поколением влюбленных, желающих сбежать. Они уговорили деревенскую молодежь выдать себя за паломников, чтобы совершить «паломничество» к «Храму Купидона» (эвфемизм для развратных уголков Парижа), под прикрытием которого они совершат побег из деревни.

Однако до того, как это событие произойдет, заговор раскрывается родителями и опекунами и разрешается их согласием на брак.

После чего спектакль заканчивается несколькими свадьбами и праздничным дивертисментом, посвященным любви и распутству.

Считается, что этот заключительный дивертисмент является важным источником для «Остров Кифера» Ватто.

Жан-Антуан Ватто "Остров Кифера" (L'Isle de Cythère)
Жан-Антуан Ватто "Остров Кифера" (L'Isle de Cythère)

Несмотря на монополию Оперы, музыка играла важную роль в Комеди Франсез в конце семнадцатого века.

Это ограничение или, по крайней мере, строгость его соблюдения была несколько смягчена в последние годы века. Хотя оно предписывало инструментальное сопровождение только из шести струнных инструментов, иногда можно встретить описания постановок включающих мюзетт, гитару, гобой, трубы и барабаны. Позже, в 1719 году, в списке инструментов для Комеди Франсез значились один гобой, три скрипки и два контрабаса.

Мюзет
Мюзет

Данкур сотрудничал с Жан-Клодом Жилье, контрабасистом и композитором, работавшим в труппе с 1694 по 1717 год.

Многие театральные постановки для этой и других парижских трупп приписываются именно Жильеру.

Вместе Данкур и Жилье извлекли выгоду из ограничения музыкальных возможностей, создавая простые музыкальные аранжировки для водевилей, которые могла бы исполнять вся труппа.

Для более сложных постановок нанимались профессиональные певцы, которым иногда платили зарплату.

Примером этого типа являются пролог Данкура и новые дивертисменты к возрожденной комедии Тома Корнеля «L’Inconnu» 1703 года.

Пролог к «L’Inconnu» представлен Криспеном, самым известным комическим персонажем французской сцены и символом французской комедии.

Эту фигуру, известную своими сапогами до колен, мечом, черной одеждой и белым воротником, сыграл известный актер Поль Пуассон, сменивший в этой роли своего отца Раймона Пуассона (известного как Belleroche в 1686 году.

В прологе «L’Inconnu» Криспен приветствует Талию, музу комедии, вернувшуюся на сцену Комеди Франсез после её долгого отсутствия (отсылка к упадку комедии в предыдущий период) и представляет её членам своей труппы.

Жан-Антуан Ватто "Союз музыки и комедии"
Жан-Антуан Ватто "Союз музыки и комедии"

Некоторые из пьес Данкура были названы comédie-ballet / комеди-балет, что является отсылкой к жанру, разработанному Мольером и Жаном-Батистом Люлли в 1660-х годах.

Один из комедийных балетов Данкура, «L’Impromptu de Suresnes», послужил предположительно вдохновением для «Любви во французском театре» Ватто.

L’Amour au théâtre françois)
L’Amour au théâtre françois)

По сюжету две молодые пары, которым помогают оперные персонажи Глупость, Вакх и Купидон преодолевают сопротивления отца их браку.

Традиционная тема противостояния молодых любовников и старого отца украшена типичным для Данкура цинизмом.

Большая часть успеха L'Impromptu de Suresnes вращается вокруг столкновения между деревенским юмором Данкура и оперным тоном мифологических богов.

Спектакль прославляет скромную деревню и ее обитателей, несмотря на (или благодаря) их слишком мирские распутные наклонности, в отличие от высокомерного морализма более серьезного трагического театра.

Продолжение: