Всегда проявлял любопытство к истории своей родной деревни Колодкино, расположенной в Конаковском районе Тверской области и входящей в состав Дмитрогорского сельского поселения. Время её возникновения - где-то между 1795 и 1805 годами.
Если период с конца позапрошлого века и до наших дней худо-бедно поддаётся изучению, то вот более отдалённые события остаются тёмным пятном в этом историческом экскурсе. Заставляя руководствоваться лишь общеизвестными представлениями.
Для меня особый интерес всегда представляло получение информации о хозяевах деревни и межличностных отношениях обитателей вотчины (приказчиков, старост, крепостных крестьян) с помещиком. Поскольку большая часть личных фондов последних утрачено, о взаимоотношениях с обитателями можно судить по обобщённым источникам, каковыми являются помещичьи наказы (инструкции для приказчика по управлению вотчиной), переписка со своими поверенными лицами (и даже с крестьянами) и мемуары.
Как известно, присоединение Твери к Москве сопровождалось конфискациями её земель, которые передавались представителям высших слоёв московской знати. Многие из представителей княжеских и боярских фамилий получили таким образом родовые земли с находящимися на них крестьянскими селениями. Их владения в XVIII веке состояли из нескольких вотчин, разбросанных по разным уездам Тверской губернии, включая и мой бывший Корчевской (ныне - Конаковский район). Каждая из которых, в свою очередь, состояла из 4-5 сёл и деревень.
Поскольку хозяйской усадьбы в самой вотчине не имелось, они в ней практически не появлялись, доверяя ведение всех дел своим приказчикам или управляющим. А уж те (под их неустанным контролем, разумеется) решали все вопросы повседневной жизни и хозяйственной деятельности вотчины. Какие - сейчас будем разбираться!
Основные - это связанные с управлением крепостными крестьянами: рекрутская повинность, соблюдение порядка в вотчине, своевременное выполнение полевых работ и сбор податей с крестьян.
Рекрутская повинность являлась одной из форм наказания крестьян, равно как ссылка в Сибирь. А потому помещики в своих наказах давали жёсткие указания приказчикам об избавлении от всех провинившихся, ленивых и не приспособленных к труду. Даже если при рекрутском наборе соблюдались формальности (по жребию), то зачастую в жеребьёвке участвовали не все крестьяне.
Большинство вотчинников не считали зазорным вмешиваться в личную жизнь своих крепостных крестьян: в частности, стремились как можно раньше их оженить. Объяснение тому простое: женившись, крестьянин платил помещику откупные деньги; к тому же, создавалась ещё одна крестьянская семья, работающая на помещика. А ещё почти все вотчинники заботились о мире с соседями: приказчику предписывалось улаживать семейные ссоры во благо поддержания идеального порядка в вотчине.
Многие помещики строго наказывали своих крестьян за пьянство. Причём, некоторые в своих наказах требовали, чтобы наказанию подлежали и родители провинившегося крестьянина. Наиболее распространённой формой наказания являлось их использование на господской работе сверх установленных норм.
Об их отношении к прелюбодеянию имеются следующие установки:
«Особливо обличённые в этом должны жестоко наказываемы быть, ибо известно, что и сие часто причиною разорения домов, вечной ссоры и ненависти между ближайшими родственниками бывает».
При этом беспокоили помещика отнюдь не межличностные взаимоотношения, а боязнь разделения и разорения крестьянской семьи, что принесло бы ему немалые экономические издержки.
Был и ещё ряд запретов, за соблюдением которых приказчик строго следил. Во-первых, скрывать в вотчинах беглых крестьян и солдат. И, во-вторых, препятствовать побегу крестьянина из вотчины. Ради достижения последней цели помещик (хоть и с неохотой) переводил всё большее число крестьян на оброк и разрешал заводить дополнительные промыслы в городе. Уходящим на промыслы приказчик давал отпуска на соответствующий срок.
В своих наказах вотчинники XVIII века ставят перед приказчиками задачи по организации и проведении различных сельскохозяйственных работ: как лучше удобрять землю и обрабатывать поля, дают подробные инструкции по содержанию домашнего скота и птицы. Особо напоминая о контроле за полевыми работами крестьян на их собственных наделах (дабы ни один не оставался пустовать) и требуя от них полной самоотдачи в ходе работ на его земле:
«В посеве моего хлеба употребить самолучших из домовых людей, а неискусных в том под вышеописанным же высказыванием не употреблять. Во время полевой работы и молотьбы сначала до самого конца быть всегда самому безотлучно».
Каждый крупный вотчинник заботился о хорошем урожае и любыми способами стремился к расширению своих владений. Узнав, к примеру, что его сосед хочет продать своё поместье, он приказывал управляющему проявить к нему всяческое уважение, оказав при необходимости помощь в сельхозработах, чтобы тот не рассматривал прочих претендентов на свои владения.
А теперь о тех, кто на протяжении столетия являлся владельцами моей деревни.
В конце XVIII века она входила в вотчину Марии Семёновны Римской-Корсаковой (в девичестве Волконской), жены генерал-аншефа А.В.Римского-Корсакова и дочери князя С.Ф.Волконского. После её смерти деревней по-прежнему владели Римские-Корсаковы.
В 1840 году хозяйкой значится фрейлина императорского двора Александра Ивановна Васильчикова (урождённая Архарова), жена действительного статского советника сенатора А.В.Васильчикова и дочь московского военного губернатора И.П.Архарова.
В 1846 году деревня перешла во владение её сестры - графини Софьи Ивановны Соллогуб (в девичестве Архаровой), а после её смерти в 1856 году - к тверской помещице графине Марии Фёдоровне Соллогуб (в девичестве Самариной), крестнице императрицы Марии Фёдоровны и жены старшего брата известного русского писателя.
А вам известны бывшие владельцы вашей деревни?
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!